2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3 Содержание программы………………………………………………………………………….....8 Учебный план.………………….……………………………………………………………….......9 Календарный учебный график занятий «Юный техник» …………………………………..……11 Обеспечение программы, формы контроля……………………………………………………….15 Список использованной литературы……………………………………………………………....16 3 Пояснительная записка Направленность программы «Юный техник»: − по содержанию является технической; − по функциональному предназначению - учебно-познавательной; − по форме организации – групповой; − по времени реализации – годичной. Нормативно-правовая база − − − − − − − − − − − − − Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов: Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года). Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р). Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09). Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 093564); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242). Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131ЗРК/2015 (раздел IV). Положение об объединениях дополнительного образования МБОУ «Красногвардейская школа №2»; Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБОУ «Красногвардейская школа №2». Назначение программы Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный техник» заключается в целесообразности раннего развития творческих способностей детей среднего школьного возраста. Если с раннего возраста детей включать в творческую 4 деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Актуальность и перспективность курса Актуальность данной программы – в изучении военно-патриотического наследия страны через создание макетов оружия и техники ВОВ. Используемая в программе педагогическая технология позволяет активизировать познавательную деятельность, осуществлять практические навыки прикладного характера, личностно-ориентированный подход и способствует профессиональному самоопределению учащихся. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной, она призвана пробудить у учащихся интерес к исследовательской, прикладной творческой деятельности, является мощным средством воспитания патриотизма, эстетического вкуса и творчества, позволяет более углубленно изучать историю оружий и техники ВОВ и сконструировать их макеты. Возрастная группа: Программа разработана для обучающихся 5 - 7 класса, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Объем часов и продолжительность занятий На реализацию программы в 5 - 7 классе отводится 68 ч. в год, что составляет 2 часа в неделю. Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПин 2.4.2.2821-10. Цель программы – формирование начальных научно – технических знаний, развитие творческих познавательных и изобретательских способностей детей через приобщение к техническому творчеству. Воспитание патриотических и гражданских чувств, национального достоинства, ответственности за будущее Родины, уважение к историческому прошлому народов. Задачи: І. Образовательные задачи • Расширить и углубить знания учащихся по истории мировых войн и локальных конфликтов. • Знакомство с историей создания и развития отдельных видов техники и оружия ВОВ. • Овладение технологией изготовления, обработки и отделки макетов военной техники и оружия из различных материалов. • Знакомство с основами инженерной графики и моделирования. ІІ. Воспитательные задачи • Воспитание патриотизма и чувства национального достоинства. • Воспитание духовных, моральных, эстетических и творческих качества. 5 ІІІ. Развивающие задачи • Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность. • Развитие творческих способностей личности, художественного вкуса, умения отражать свои знания в практической работе. • Формирование умения ориентироваться в социально-экономических условиях. • результате освоения данной дополнительной образовательной программы обучающиеся формируют целый комплекс качеств творческой личности: • умственная активность; • стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; • самостоятельность в решении поставленной задачи; • трудолюбие; • изобретательность. Особо хочется отметить, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся. Во-первых, оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление. То же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом материале. Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления. • техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий – чертежом. Причем чертеж не дает готового образа того или иного понятия, его нужно самостоятельно представить. • рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах внеклассной работы по техническому творчеству. 6 Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. • процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом. Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике: • в изучении специальной литературы; • в ознакомлении с новинками техники; • в консультациях специалистов. Большое значение в детской технической творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность непременно приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду. В результате реализации программы ожидается: - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение обучающихся в активную поисковую, творческую деятельность; - формирование интересов к техническим видам творчества; - воспитание доброжелательного отношения к окружающим; -формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца. - развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»; - в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся; - формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - формирование навыков составления творческих проектов и публичной защиты. -в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля. Конечно, мы подходим к изготовлению этих изделий через реализацию программы образовательного стандарта. Но именно, на основе комплекса ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — ИНТЕРЕС — ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ мы добиваемся того, что внеурочная деятельность по техническому творчеству у мальчиков нашей школы — вызывает большой интерес и негатив к курению, алкоголю, наркомании. 7 Формы работы: Занятие, беседа, рассказ, игры, соревнования, выставки, праздники. Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым учащимся. Теоретические знания учащиеся получают во время практических занятий. Предусмотрено использование элементов развивающего обучения. Большое внимание уделяется проблемному методу обучения, когда перед учащимися ставится проблема, а они совместно должны решить её, найти наиболее оптимальный вариант. Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, промежуточный – соревнования, занятия, итоговый – открытые занятия, самопрезентация, выставки. Форма подведения итогов: открытые занятия, выставки, родительские собрания, конкурсы, самопрезентация. 8 Содержание программы Раздел 1. Введение. Вводное занятие. От каменного топора до космического корабля (краткий обзор основных этапов развития техники). Создание новых материалов и новые способы их обработки. «Ступени» юного техника: от технической игрушки к созданию макета, от макета к точной копии. Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с порядком и планом работы кружка. Демонстрация видеофильма – «Стрелковое оружие ВОВ». Раздел 2. Изготовление из дерева макетов стрелкового оружия - автомат «ППШ» по чертежам из журналов «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг. Раздел 3. Изготовление макета легендарного танка ВОВ «Т-34» . 4.1. Ознакомление тактико – технической характеристикой танка. 4.2. Работа с чертежами. 4.3. Подбор материала для изготовления основания танка, изготовление (вырезание). 4.4. Изготовление (вырезание) котков из пеноплекса. 4.5. Изготовление гусениц из гафрированного картона. 4.6. Изготовление (вырезание) башни из пеноплекса. 4.7. Изготовление (вырезание) мелких деталей. 4.8. Сборка, склеивание деталей. 4.9. Изготовление мелких деталей. 4.10. Окончательная отделка изделия. окраска. 4.11. Анализ выполненной работы. Раздел 4. Составление проектов. Участие на выставках, конкурсах. 9 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п./п. Наименование разделов и тем Форма Всего Теория Практика аттестации/контроля часов Раздел 1. Введение, знакомство с работой кружка, 1 планирование работы кружка, правила ТБ. Правила внутреннего распорядка. Ознакомление с порядком и планом работы кружка. входной 2 2 1.1 Демонстрация видеофильма – «Стрелковое оружие ВОВ» 2 2 2 Раздел 2. Изготовление из дерева макетов стрелкового оружия автомат «ППШ-40» по чертежам из журналов «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг, интернета. 20 2 2.1 Ознакомление с тактико - технической характеристикой оружия. Выбор материала для изготовления. 2 2 2.2 Работа с чертежами, изготовление шаблонов. 2 Работа по заготовке материала: пиление, 2.3 строгание, нанесение рисунка по шаблону, вырезание. Первичная диагностика 18 УО, текущий 2 текущий текущий 4 4 2.4 Отделка изделия, шлифовка. 2 2 2.5 Изготовление мелких деталей, мушки, курка, петель для ремня. 2 2 2.6 Изготовление магазинов на деревообрабатывающем станке СТД120. 2 2 2 2 Итоговый 2.7 Сборка деталей, окончательная отделка. УО УО, текущий текущий 2.8 Покраска изделия, сушка. 2 2 УО, текущий 2.9 Покрытие лаком, сушка. Анализ работ. 2 2 Текущий, заключительный 3 Раздел 3. Изготовление макета легендарного танка ВОВ «Т-34» . 34 8 26 10 3.1 Ознакомление тактико - технической характеристикой Т-34. «Просмотр видеоролика – «Танк Т-34» Работа над чертежами из журналов 3.2 «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг, интернета. Подбор материала. 2 УО, текущий 2 Самоконтроль 4 4 3.3 Составление эскиза чертежа. 3.4 Подбор материала для изготовления основания танка, изготовление основание танка из пеноплекса. 4 4 3.5 Изготовление (вырезание) катков из пеноплекса. 4 4 3.6 Изготовление гусениц из гафрированного картона. 2 2 3.7 Изготовление (вырезание) башни из пеноплекса. 4 4 3.8 Изготовление мелких деталей 4 4 Самоконтроль 3.9 Сборка, склеивание деталей. 4 4 Самоконтроль 3.10 Окончательная отделка изделия, покраска, сушка. 2 2 3.11 Покрытие лаком. Анализ выполненной работы. 2 2 4 Раздел 4. Составление проектов. Участие на выставках, конкурсах. 10 4 Участие на районном конкурсе 4.1 технического творчества посвящённого победы ВОВ. 2 2 Самоконтроль Самоконтроль текущий Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Текущий, заключительный 6 Самоконтроль 4 4 4.2 Участие на заочном Всероссийском конкурсе творческих работ «Салют Победа». Составление презентаций, сборка пакетов документа и отправка. Самоконтроль 4.3 Участие на научно – практической конференции историко-культурных информационных проектов «Я помню! Я горжусь!». 2 4.4 Выставка изделий. 2 2 Итого: 68 18 2 2 Самоконтроль 2 Заключительный, итоговый 50 Календарный учебный график занятий «Юный техник» № п/п 1 Дата Дата Время провед проведе проведе Форма Количест ения ния ния занятия во часов (план) (факт) занятия 16.10 теория 2 2 16.10 теория 2 3 16.10 теория 2 4 16.10 практика 2 5 16.10 практика 2 6 16.10 практика 2 7 16.10 практика 2 8 16.10 практика 2 9 16.10 практика 2 Тема занятия Введение, знакомство с работой кружка, планирование работы кружка, правила ТБ. Правила внутреннего распорядка. Ознакомле ние с порядком и планом работы кружка. Правила внутреннего распорядка. Демонстр ация видеофильма – «Стрелковое оружие ВОВ» Изготовление из дерева макетов стрелкового оружия – автомат «ППШ40» Ознакомлен ие с тактика технической характеристикой оружия. Выбор материала для изготовления. Работа с чертежами, изготовление шаблонов. Работа по заготовке материала: пиление, строгание, нанесение рисунка по шаблону, вырезание. Работа по заготовке материала: пиление, строгание, нанесение рисунка по шаблону, вырезание. Отделка изделия, шлифовка. Изготовление мелких деталей, мушки, курка, петель для ремня. Изготовление магазинов на Место Форма проведени контроля я Каб. №54 входной Первичная Каб. №54 диагности ка Каб. №54 УО, текущий Каб. №54 текущий Каб. №54 текущий Каб. №54 текущий Каб. №54 УО Каб. №54 УО, текущий Каб. №54 текущий 12 10 16.10 практика 2 11 16.10 теория 2 12 16.10 практика 2 деревообрабатывающе м станке СТД-120. Сборка деталей, Каб. №54 Итоговый окончательная отделка. Покраска изделия, УО, Каб. №54 сушка. текущий Текущий, Покрытие лаком, Каб. №54 заключите сушка. Анализ работ. льный Изготовление макета легендарного танка ВОВ «Т-34 . 13 16.10 теория 2 14 16.10 практика 2 15 16.10 практика 2 16 16.10 практика 2 17 16.10 практика 2 18 16.10 практика 2 19 16.10 практика 2 Ознакомление тактика - технической характеристикой Т-34. «Просмотр видеоролика – «Танк Т-34» Работа над чертежами из журналов «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг, интернета. Работа над чертежами из журналов «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг, интернета. Подбор материала. Составление эскиза чертежа. Подбор материала для изготовления основания танка, изготовление основание танка из пеноплекса. Подбор материала для изготовления основания танка, изготовление основание танка из пеноплекса. Изготовление (вырезание) катков из пеноплекса. Каб. №54 УО, текущий Каб. №54 Самоконт роль Каб. №54 Самоконт роль Каб. №54 Самоконт роль Каб. №54 Самоконт роль Текущий, Каб. №54 Каб. №54 заключите льный текущий 13 20 16.10 практика 2 Изготовление (вырезание) катков из пеноплекса. Изготовление гусениц из гофрированного картона. Изготовление (вырезание) башни из пеноплекса. Изготовление (вырезание) башни из пеноплекса. Каб. №54 текущий Каб. №54 Самоконт роль Каб. №54 Самоконт роль Каб. №54 Самоконт роль 21 16.10 практика 2 22 16.10 практика 2 23 16.10 практика 2 24 16.10 практика 2 Изготовление мелких деталей Каб. №54 Самоконт роль 25 16.10 практика 2 Изготовление мелких деталей Каб. №54 Самоконт роль 26 16.10 практика 2 Сборка, склеивание деталей. Каб. №54 Самоконт роль 27 16.10 практика 2 Сборка, склеивание деталей. Каб. №54 Самоконт роль 28 16.10 практика 2 29 16.10 Теория, практика 2 30 16.10 практика 2 31 16.10 практика 2 32 16.10 практика 2 Окончательная отделка Самоконт изделия, покраска, Каб. №54 роль сушка. Текущий, Покрытие лаком. Каб. №54 Анализ выполненной заключите работы. льный Участие на районном конкурсе технического творчества Самоконт Каб. №54 посвящённого роль _______-летию победы ВОВ. Участие на районном конкурсе технического творчества Самоконт Каб. №54 посвящённого роль _______-летию победы ВОВ. Участие на заочном Всероссийском Самоконт Каб. №54 конкурсе творческих роль работ «Салют Победа». 14 33 34 16.10 16.10 практика практика 2 2 Сборка пакетов документа и отправка. Подготовка к участию на научно – практической конференции историко-культурных информационных проектов «Я помню! Я горжусь!». Выставка изделий. Каб. №54 Самоконт роль Заключите Каб. №54 льный, итоговый 15 Обеспечение программы Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется: Учителем технологии, классным руководителем, психологом. Финансовое обеспечение: Реализация программы осуществляется из расчета средств, выделяемых местным бюджетом, внебюджетных средств, добровольных родительских пожертвований. Материально-техническое обеспечение: • Школьная мастерская; • Различные материалы: древесина мягких и твердых пород. ДВП, пеноплекс, клей ПВА, жесть, картон гафрированный и др.. • Инструменты: линейки, ножницы, карандаши, штангенциркуль; • Компьютеры с программным обеспечением, мультимедийная установка. Методическое обеспечение: • Методическая литература, разработки, наглядные пособия, соответствующие тематике занятий, Интернет-ресурсы Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, промежуточный – соревнования, занятия, итоговый – открытые занятия, самопрезентация, выставки. Форма подведения итогов: открытые занятия, выставки, родительские собрания, конкурсы, самопрезентация. Список использованной литературы: 1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение,2005.-191с. 2. Журнал для любителей военной техники и моделирования. – 2003-2004. 3. Шпаковский В. Как красить фигурки // М-хобби: Журнал любителей масштабного моделизма и военной истории. - 1995. - № 4. 4. Зотов К. Что нам стоит дом разрушить // М-хобби: Журнал любителей масштабного моделизма и военной истории. - 1996. - № 5. 5. Завалий А. Курс молодого моделиста // М-хобби: Журнал любителей масштабного моделизма и военной истории. - 1999. - № 3-6. 6. Воробьев И. Вместо пресса - вакуум // Моделист-конструктор. -1989. -№11. 7. Поликарпов Н. Работаем с аэрографом // М-хобби: Журнал любителей масштабного моделизма и военной истории. - 1995. - № 4. 8. Все цвета радуги // Танкомастер: Журнал для любителей военной техники и моделирования. - 1997. - № 1.