СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА

01.09.2020

После 2 лет у малышей происходит быстрое пополнение словарного запаса, а затем начинается процесс улучшения звукового оформления слов. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста - прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками. Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Чистоговорки полезны для предотвращения вялости, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а так же дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, умении говорить с различными темпами и интонациями. Их следует использовать только тогда, когда ребёнок уже может произносить правильно основной звук. Вы, наверное, замечали, как нелегко проговаривать слова с теми звуками, которые он только что научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок , и губы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий , то есть автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, но можно и придумывать самим. Например, если малышу плохо дается твердый звук «с», можно повторять вот такие стишки – чистоговорки: СА - СА – СА - ВОТ ЛЕТИТ ОСА, Чистоговорки развивают не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы. На первом этапе главная цель не заставить ребенка повторять за взрослым, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. Для начала показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять же вернуться к прочтению чистоговорки. Когда ребенок начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за взрослым. В плане занятий с ребенком у чистоговорок огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные виды детской деятельности. Чистоговорки обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Их можно использовать на занятиях, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Длиннохвостая лиса - это значит что у лисы длинный хвост. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. И помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями. Уже с 3 лет можно учить чистоговорки, играя. Возможные варианты игр: 1. Произнесите чистоговорку громко. Шу-шу-шу – сено я кошу. 2. Произнесите чистоговорку шёпотом. Ча-ча-ча-сидит зайчик у врача. 3. Прореветь чистоговорку, как медведь. Жа-жа-жа-убежали два ежа. 4. Пропищать чистоговорку, как мышонок. Су-су-су – тихо осенью в лесу. 5. Произнесите чистоговорку медленно. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща. 6. Произнесите чистоговорку быстро. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу. 7. Скажите наоборот. Ра-ра-ра-высокая гора - ? 8. Скажите ласково. Лу-лу-лу-стул в углу. 9. Проквакать чистоговорку, как лягушка. Цы-цы-цы – есть хотят птенцы. 10. Закончите чистоговорку. Ок-Ок-Ок– бабочка села на … 11. Составьте чистоговорку по картинке. 12. Придумайте чистоговорку на любой звук. 13. Произносите чистоговорку с вопросительной интонацией. Щи-щи-щи - осенью нужны плащи? 14. Произносите чистоговорку с грустью. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. 15. Произносите чистоговорку с радостью. Ду-ду-ду – за водой пойду!

Просмотров всего: , сегодня:

01.09.2020

Игротренинги с детьми. Пальчиковая гимнастика. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» говорил И. Кант. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Игротренинги с детьми. Игра «Кто приехал?» (можно нарисовать на пальчиках глазки, ротик, носик…) Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончики остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.) Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.) Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопают кончиками средних пальцев.) Братец, братец, это ты? Или: Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.) Все вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.) Пальчиковая гимнастика «Капуста». Мы капусту рубим, рубим! (2 раза, ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза, ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза, собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза, энергично сжимаем и разжимаем кулачки). Мы морковку трем, трем! (2 раза, правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем ею вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы (пазлы, мозаика, шнуровка, рисование, лепка, театр теней, и т.д.). Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; нанизывание бус. Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами. 1. Игра с пуговицами: Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. (Родители выкладывают рисунок на любую тематику). Дома Вы можете попросить ребенкасделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы. 2. Также можно поиграть и с сыпучими материалами. Например, горохом и фасолью. Предложить детям запустить руки в емкость с сыпучими материалами и изобразить, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". Затем в емкости перемешать фасоль и горох и предложить детям с закрытыми глазами на ощупь определить и достать фасолинки. 3. Игры с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 5. Игры с прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 6. Игра с платочками. Берём небольшой носовой платок (можно бумажную салфетку) за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает: Я проглот – бегемот У меня большой живот Мой платок он скушал-вот! Сразу стало у проглота Брюхо как у бегемота! 7. Игры со счетными палочками. Предложить ребенку собрать из палочек квадрат, прямоугольник, дом. 8. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу. Если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны. Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями! Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

01.09.2020

Тренинг «Книга в семье: что и как читают наши дети». Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи не просто актуальна, она архиактуальна. Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного: мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные? Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком. Ведь любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Как побудить ребёнка читать? «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя ребенок видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти». В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться. Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа. Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это например такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Как же должен ребенок читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги. Приучить детей беречь книгу. Ее нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки. Особенно аккуратно относиться к библиотечной книге. Ее нужно обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок. При чтении нужно соблюдать основные правила гигиены чтения: – глаза надо беречь, поэтому нельзя читать при слабом освещении; – лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, и свет от нее не должен падать в глаза; – при чтении следует давать краткий отдых глазам; – нельзя читать лежа. Как добиться оптимальной скорости чтения? Несколько практических советов для родителей младших школьников. 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена, так, что запоминается не то, что постоянно, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому все тренировочные упражнения нужно проводить короткими порциями, но с большой частотой. Нельзя говорить: “Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. Для первоклассника достаточно домашней тренировки тремя порциями по 5 минут. 2. Жужжащее чтение было основным элементом при обучении в школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда ребенок читает вслух, вполголоса, со своей скоростью в течение 5 минут. 3. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”. Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь. 4. Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу. 5. Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Дочитав до четвертого слова, ученик уже не помнит первое. Профессор И.Т. Федоренко рекомендует упражнения: многократное чтение, чтение любого текста в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть. 6. Упражнение “Молния” заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости. По команде “Молния” ребенок читает с ускорением в течение 20 секунд вначале, затем продолжительность увеличить до 2-х минут. 7. Упражнение “Буксир”. Взрослый читает со скоростью доступной детям, а дети стараются читать про себя, следить и поспеть за взрослым. Проверку проводить путем внезапной остановки. 8. Упражнение “Кто быстрее?” На столе лежат карточки со статьей. Требуется найти данное предложение в одной из карточек, скользя по тексту. 9. Упражнение “Губы” используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении. По команде “Читать про себя” дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам. Таким образом, родители могут выбрать одну из форм или чередовать данные формы и методы работы, чтобы постоянно поддерживать читательский интерес младшего школьника. Воспитанию любви к чтению, развитию читательских навыков способствуют конкурсы лучших чтецов, обзорные уроки внеклассного чтения, коллективные посещения библиотеки, конкурсы иллюстраций к прочитанным книгам, создание “видеофильма” к произведению, составление кроссвордов, тестов по рассказу, повести. Литературные праздники, в которых участвуют все члены семьи, имеют большое воспитательное значение. Рекомендации, которые помогут сделать процесс чтения интересным и полезным: 1.) Книгу/рассказ/сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития; 2) Книгу/рассказ/сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; 3) Если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии; 4) Порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять; 5) Если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло. Рекомендации по совместному чтению художественной литературы с детьми и памятки для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению. Как поддержать интерес у детей к сказке (книге). 1. Читайте вслух с ребенком не менее 15 минут в день. 2. Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу. 3. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 4. Вместе с ребенком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации. 5. До и во время чтения книги объясните ребенку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребенку книга, что нового из нее он узнал. 6. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке 7. Организуйте дома небольшой «уголок сказки»: настольный театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетных книг. 8. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет спокойно и удобно. 9. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил. 10. Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка. 11. И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела. Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой: • обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки; • создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации; • активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке; • проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их; • дать ребенку возможность самому придумать сказку; • читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребёнку самому придумать концовку. «Подсказки для родителей» «ДА» Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером). Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице). Читайте сами, показывая пример своему ребенку. Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения. Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку. Дарите ребенку книги. Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением. Всегда хвалите ребенка, если он/она читает. «НЕТ» Не заставляйте читать насильно. Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит. Не заставляйте читать слишком трудные книги. Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении. Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей. Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами. Никогда не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».