2 ОГЛАВЛЕНИЕ. Пояснительная записка……………………………………………………............................3 Содержание первого года обучения…………………………………………………….…...6 Учебный план первого года обучения ……………………………………………………...9 Содержание второго года обучения……………………………………………………...…10 Учебный план второго года обучения ……………………………………………………..12 Календарный учебный график занятий группы «Юный пчеловод» 1 год обучения……13 Календарный учебный график занятий группы «Юный пчеловод» 2 год обучения……16 Организационно-педагогические условия………………………………………………….19 Формы аттестации……………………………………………………………………………20 Список использованной литературы………………………………………………………..22 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направленность программы «Юный пчеловод»: -по содержанию является естественно-научной; -по функциональному предназначению-учебно-познавательной; -по форме организации-групповой; -по времени реализации-двухгодичной. Нормативно-правовая база Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов: ⎯ Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ⎯ Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года). ⎯ Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р). ⎯ Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». ⎯ Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; ⎯ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ⎯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ⎯ письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». ⎯ Программа развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09). ⎯ Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 093564); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242). ⎯ Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV). ⎯ Положение об объединениях дополнительного образования МБОУ «Красногвардейская школа №2»; 4 ⎯ Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБОУ «Красногвардейская школа №2». Назначение программы Пчеловод или пасечник – одна из древнейших сельских профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне свыше 5 тысяч лет назад занимались в обширных масштабах медовым промыслом, который уже тогда считался не только высокодоходным, но и очень почетным: фараонам даже присваивался титул «повелителя пчел». В одном из музеев хранится монета из древнего города Эфес, основанного во 2м тысячелетии до нашей эры. На её лицевой стороне – пчела. В древней мифологии это насекомое – перевоплощенная богиня Артемида. По другому преданию нимфы научили Аристона – сына Аполлона мастерству пчеловождению. Пчелы с незапамятных времен сделались домашними животными человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для нее помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами – медом и воском. Тогда повсеместно мед заменял сахар, а воск давал лучший материал для освещения. Медом и воском платили дань, подати и налоги. Пчелы – чудесные лекари: мед не только питателен, но и убивает бактерии, содержит много провитамина А. Пчелиное молочко улучшает работу сердца, повышает аппетит и сопротивляемость организма болезням. Самым ценным лекарством является пчелиный яд. В настоящее время пчеловодство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства: мед, цветочная пыльца, воск, прополис, маточное молочко и пчелиный яд – все эти продукты пчеловодства используются не только в пищевой промышленности, но и в косметике, медицине, во многих областях техники. Кроме того, без эффективного опыления пчелами невозможно получить урожай многих сельскохозяйственных культур. Пчелоопыление стало неотъемлемым агротехническим приемом возделывания таких культур, как гречиха, подсолнечник, многолетние бобовые травы, плодовые и ягодные насаждения. Глубокие знания биологии пчелиной семьи дают возможность человеку управлять размножением и работой пчел, получать от них большое количество меда и воска, а также использовать их для опыления сельскохозяйственных растений. Знание биологических закономерностей жизни пчел позволяет находить правильные приемы разведения, содержания и использования пчел. Цель программы: накопление фактических знаний и умений о биологии пчел и пчеловодстве. Задачи программы: 1. Дать знания по биологии пчел, их разведению и содержанию. 2. Развивать у школьников интерес к пчеловодству. 3. Способствовать развитию самостоятельности в формировании навыков в работе с пчелами. 4. Воспитывать любовь к природе. 5. Помочь в профессиональном самоопределении подростков. Дополнительная образовательная программа «Юный пчеловод» рассчитана на детей 10– 15 лет. На данном возрастном этапе происходит социализация подростков, на первое место выходит общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Предлагаемая образовательная программа способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек. Программа реализуется 2 года: первый год обучения включает 34 часа теоретических занятий и 34 часа практических занятий (68 часов), второй год обучения – 26 и 42 часов, соответственно (68 часов). Форма обучения в течение учебного года предполагает использование как групповых занятий в рамках детского объединения «Юный пчеловод», так и индивидуальную работу с 5 воспитанниками, проявляющими интерес к исследовательской деятельности. Занятия длятся 2 астрономических часа (2 академических часа и перерыв) и проводятся 1 раз в неделю. Учтена также и сезонность выполняемых работ. Выбор методов обучения определяется содержанием учебного занятия и учебно-материальной базой объединения: разнообразные практические работы в оборудованном кабинете и на пасеке, беседы, лекции, наглядно-иллюстративные методы. Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы включает в себя наличие оборудованного учебного кабинета, пасеки, пчеловодческого инвентаря, определители растений и насекомых, справочную литературу, технические средства обучения для использования в образовательном процессе электронных носителей. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод» являются традиционные праздники и викторины в объединении, конференции, участие в районных, выполнение исследовательских работ. Для изучения личности школьников используются: • Предварительное знакомство с учащимися (просмотр классных журналов, встречи с родителями, классным руководителем); • Мониторинг результатов обучения и личностного развития воспитанников в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Эффективность дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод» определяется наличием у воспитанников ряда теоретических и практических навыков, перечень которых представлен ниже. Учащиеся должны уметь: Кратко характеризовать: строение пчел; поведение пчел; жизнь пчелиной семьи осенью; жизнь пчелиной семьи зимой; жизнь пчелиной семьи в весенне-летний период; медоносные растения и медоносную базу; строение ульев, сотов; инвентарь пчеловода; оборудование пасек. Решать практические задачи: правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности; работы, выполняемые пчеловодом осенью; подготовка пчелосемьи к зимовке; помещение пчелосемьи в зимовник; выставка пчелосемей; выполнение работ с ульями; осмотр пчелосемей; работы на пасеке; высадка медоносных растений • • • • • • • • • • • • • • • • • • 6 СОДЕРЖАНИЕ дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод». Первый год обучения. 1. Вводное занятие. Теория: Ознакомление учащихся с планом работы в кружке, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу. 2. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. 2.1. Общие сведения о пчелах и их жизни. Теория: Общие сведения о пчелах и их жизни. Пчелы в жизни человека, продукты пчеловодства. Правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности. Экскурсия на пасеку. Тестирование: диагностика группы. 2.2. Медоносные растения. Теория: Медоносные растения и медоносная база: весенние медоносы (рапс, фруктовые сады, эспарцет, горчица), основные летние медоносы (кориандр, подсолнечник), осенние медоносы (поздноцветущие растения). Практическая работа. Определение медоносных растений. Экскурсия по ознакомлению с медоносами. 2.3. Строение ульев. Теория: Изучение строения ульев, сотов. Типы ульев. Подробная характеристика применяемых материалов. Практическая работа. Изучение строения ульев, сотов. Экскурсия по ознакомлению пчелиными ульями. 2.4. История развития пчеловодства. Теория: История развития пчеловодства. Современное промышленное пчеловодство: продукты, механизация производства. 2.5. Пчелиные семьи. Состав пчелосемьи. Характеристика групп особей (матка, рабочая пчела, трутень). Породы пчел (среднерусская, кавказская). Распределение обязанностей в пчелосемье. Практическая работа. Изучение особей пчелиной семьи, выполнение работ, связанных с обслуживанием пчел. 3. Осенние работы на пасеке. Теория: Жизнь пчелиной семьи осенью. Подготовка пчелосемьи к зимовке. Работы, выполненные пчеловодом осенью, питание пчел. Практическая работа. Подготовка пчелосемьи к зимовке. 4. Биология пчелиной семьи. 4.1. Строение пчелы. Теория: Внешнее и внутреннее строение различных групп особей, входящих в состав пчелосемьи (матка, трутень, рабочая пчела). Практическая работа. Изучение внешнего строения пчел. 4.2. Поведение пчел. Теория: Сезонные изменения в жизни пчелосемьи. Поведение пчел в зимний, весеннее – летний и осенний периоды. 7 Экскурсия на пасеку. 4.3. Гнездо пчел. Теория: Деятельность пчел в улье и в поле. Гнездо пчел. Соты и их строение. Практическая работа. Изучение строения сотов. 5. Инвентарь и оборудование пасеки. 5.1. Пчелиный улей. Теория: Стандарты в изготовлении ульев. Покраска и подбор материала. Практическая работа. Ремонт и изготовление ульев. 5.2. Инвентарь и оборудование. Теория: Инвентарь пчеловода и правила пользования инвентарем. Оборудование пасек. Практическая работа. Приемы работы с инвентарем и оборудованием пчеловода. 5.3. Изобретения пчеловодов-любителей. Теория: Работа с литературными источниками, поиск в Internet. Обмен опытом. Практическая работа. Внедрение актуальных изобретений пчеловодов-любителей в практику работы детского объединения «Юный пчеловод». 6. Зимние работы пчеловодов. Теория: Зимовки пчелосемьи. Температурный обмен. Работа пчеловода зимой. Практическая работа. Контроль за ходом зимовки пчелосемей, подготовка рамок, ульев и инвентаря к новому пчеловодческому сезону. 7. Системы содержания пчел. 7.1. Корма и кормление пчел. Теория: Определение количества и качества корма. Приготовление сиропа и канди. Правила кормления пчел в весенне-осенний и зимний периоды. 7.2. Работы с пчелами по сезонам года. Теория: Подготовка выставки пчел. Подкормка пчел. Профилактическая обработка после зимы. Утепление ульев. Сокращение рамок. 7.3. Формирование новых пчелосемей. Теория: Формирование отводков. Правила снятия роев. Формирование новых семей. Практическая работа. Элементарные расчеты системы содержания пчел. 7.4. Профилактика заболеваний и борьба с заболеваниями пчел. Теория: Наиболее распространенные заболевания пчел (американский и европейский гнилец, воротоз пчел). Профилактика и меры борьбы с болезнями пчел. Конференция «Системы содержания пчел». 8. Весенне-летний период на пасеке. 8.1. Работа на пасеке ранней весной. Теория: Изменения в пчелиных семьях ранней весной. Задачи пчеловода в ранневесенний период. Выставка пчелосемей. Работы с ульями. Беглый осмотр пчелосемей, пополнение кормовых запасов. Практическая работа. Подготовка пасеки к выставке ульев из зимовника, выставка ульев с пчелами, замена и чистка доньев, утепление гнезд, осмотр пчелосемей. Экскурсия наблюдение за облетом пчел. 8 8.2. Работа на пасеке в весенне-летний период. Теория: Осмотр пчелосемей. Работы на пасеке. Формирование отводков, расширение гнезд, вывод маток. Медоносные растения. Влияние погоды на растения – медоносы и медособирательная деятельность пчел. Практическая работа. Осмотр пчелосемей, вывод маток, формирование новых пчелосемей, наблюдение за работой пчел в ульях и на цветках, посадка медоносных растений и уход за ними. Тестирование: диагностика группы. 9. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения, задания на лето. 9 № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод». Первый год обучения. Количество часов Формы теоретич практиче Название раздела, темы аттестации/конт всего еские ские роля занятия работы Вводное занятие. 1 1 Общее знакомство с пчелами и 9 4 5 пчеловодством. 2.1. Общие сведения о пчелах и их жизни. 3 3 Фронтальный 2.2. Медоносные растения. 2 1 1 опрос 2.3. Строение ульев. 1 1 2.4. История развития пчеловодства. 1 1 2.5. Пчелиные семьи. 2 2 Осенние работы на пасеке. 8 5 3 Биология пчелиной семьи. 8 5 3 4.1. Строение пчелы. 3 2 1 Фронтальный 4.2. Поведение пчел. 1 1 опрос 4.3. Гнездо пчел. 4 2 2 Инвентарь и оборудование пасеки. 8 3 5 Фронтальный 5.1. Пчелиный улей. 2 1 2 опрос, 5.2. Инвентарь и оборудование. 5 2 3 педагогическое 5.3. Изобретения пчеловодовнаблюдение любителей. 1 1 5 7 Фронтальный Зимние работы пчеловодов. 12 опрос Системы содержания пчел. 6 4 2 7.1. Корма и кормление пчел. 2 1 1 7.2. Работы с пчелами по сезонам года. 7.3. Формирование новых пчелосемей. 1 1 Проверочные 7.4. Профилактика заболеваний и борьба задания с заболеваниями пчел. 1 1 Весенне-летний период на пасеке. 8.1. Работа на пасеке ранней весной. 8.2. Работа на пасеке в весенне-летний период. Итоговое занятие. Итого: 2 14 7 1 5 3 1 9 4 7 2 5 2 68 2 34 34 Педагогическое наблюдение Конференция 10 СОДЕРЖАНИЕ дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод». Второй год обучения. 1. Вводное занятие. Ознакомление учащихся с планом работы в кружке, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу. 2. Осенние работы на пасеке. 2.1. Утепление гнезд. Теория: Материалы, используемые для утепления. Изготовление утеплительных щитов. Практическая работа. Утепление гнезд. 2.2. Подкормка пчелиных семей. Теория: Время для подкормки. Техника безопасности при подкормке. Правила изготовления сиропов. Виды сиропов. Практическая работа. Подкормка пчел. 2.3. Профилактика и борьба с заболеваниями пчел. Теория: Ворротоз: меры борьбы, приемы обработки пчел. 2.4. Уборка пчел. Теория: Помещение пчел в омшаник (зимовник). Правила расположения пчел. Практическая работа. Уборка пчел. 3. Зимние работы пчеловодов. 3.1. Контроль за ходом зимовки пчел. Теория: Освещение. Вентиляция. Определение влажности. Соблюдение температурного режима. 3.2. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. Теория: Ремонт и изготовление новых рамок и ульев. Наващивание рамок. Изготовление кормушек для подкормки пчел. Практическая работа. Контроль за ходом зимовки пчелосемей, ремонт и подготовка рамок, ульев и инвентаря к новому пчеловодческому сезону. 4. Системы содержания пчел. 4.1. Работа с пчелосемьями по сезону. Теория: Вывоз и смена маток. Способы формирования новых семей. Планирование взятка, составление маршрута кочевки. Практическая работа. Планирование взятка. Составление маршрута кочевки. 4.2. Зоотехнические приемы профилактики и борьбы с заболеваниями пчел. Теория: Предупреждение заболеваний. Меры борьбы. Практическая работа. Осмотр пчелосемей. Экскурсия наблюдение за жизнедеятельностью пчелосемей. 5. Весенне-летний период на пасеке. 5.1. Подготовка площадки для размещения пчел. Теория: Выбор места для площадки. Подготовительные работы на площадке: ускорение таяния снега, обеспечение оптимальных условий для облета пчел, установка оборудования. Практическая работа. Подготовка площадки к выставке ульев из зимовника, выставка ульев с пчелами, осмотр пчелосемей. 11 Экскурсия наблюдение за облетом пчел. 5.2. Облет пчел. Теория: Выбор времени, температуры. Практическая работа. Выбор времени и температуры. 5.3. Осмотр пчел. Теория: Чистка доньев. Замена ульев. Пополнение кормовых запасов. Подкормка пчел. Сокращение гнезд. Утепление ульев. Практическая работа. Замена и чистка доньев, утепление гнезд. 5.4. Работа пчел в поле. Теория: Правила и подготовка пчел к перемещению на места взятка. Формирование новых семей: рой и отводок. Контроль за взятком. Практическая работа. Подготовка пчел к перемещению на места взятка. Формирование новых пчелосемей. Проведение контроля за взятком. 5.5. Наблюдения за работой пчел. Теория: Работа пчел в улье. Работа пчел на цветках. Практическая работа. Наблюдение за работой пчел в ульях и на цветках, посадка медоносных растений и уход за ними. Экскурсия на пасеку. 5.6. Благоустройство территории пасеки. Теория: Посадка медоносных растений, уход за ними. Установка поилок, контрольного улья. Подготовка инструментов и оборудования для откачки меда. Практическая работа. Посадка медоносных растений и осуществления ухода за ними. Установка поилок и контрольного улья. Подготовка инструментов и оборудования для откачки меда. 6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения, задания на лето. 12 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод». Второй год обучения. Количество часов Формы Название раздела, темы Всего Теория Практика аттестации/ контроля Вводное занятие. 1 1 Осенние работы на пасеке. 15 6 9 2.1. Утепление гнезд. 3 1 2 2.2. Подкормка пчелиных семей. 4 2 2 Фронтальны 2.3. Профилактика и борьба с й опрос заболеваниями пчел. 1 1 2.4. Уборка пчел. 7 3 4 Зимние работы пчеловодов. 15 5 10 3.1. Контроль за ходом зимовки пчел. 3 1 2 Педагогичес 3.2. Подготовка инструментов и кое оборудования к началу пчеловодческого 12 4 8 наблюдение сезона. Система содержания пчел. 10 6 4 Фронтальны 4.1. Работа с пчелосемьями по сезону. 6 2 4 й опрос, 4.2. Зоотехнические приемы педагогичес профилактики и борьбы с кое заболеваниями пчел. 4 4 наблюдение Весенне-летний период на пасеке. 26 7 19 5.1. Подготовка площадки для размещения пчел. 2 1 1 5.2. Облет пчел. 2 2 Педагогичес 5.3. Осмотр пчел. 2 1 1 кое 5.4. Работа пчел в поле. 12 2 10 наблюдение 5.5. Наблюдения за работой пчел. 4 1 3 5.6. Благоустройство территории пасеки. 4 2 2 Итоговое занятие. 1 1 Конференци я Итого: 68 26 42 13 Календарный учебный график занятий группы «Юный пчеловод» 1 год обучения № п/п Дата провед ения (план) Время Дата провед провед ения ения заняти (факт) я Форма занятия 1 16.10 групповое 2 16.10 групповое Коли честв о часов 2 2 2 3 16.10 групповое 2 4 16.10 групповое 5 16.10 групповое 2 Тема занятия Вводное занятие. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Общие сведения о пчелах и их жизни. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Общие сведения о пчелах и их жизни. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Медоносные растения. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Строение ульев. История развития пчеловодства. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Пчелиные семьи. 16.10 групповое 7 16.10 групповое Осенние работы на пасеке. 2 16.10 групповое Осенние работы на пасеке. 16.10 групповое 10 16.10 групповое 11 16.10 групповое Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 2 9 Каб. №54 Осенние работы на пасеке. 2 8 Каб. №54 Каб. №54 2 6 Место Форма проведе контро ния ля Осенние работы на пасеке. 2 Биология пчелиной семьи. Строение пчелы. Каб. №54 2 Биология пчелиной семьи. Строение пчелы. Поведение пчел. Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос Провер очные задани я Педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос 14 2 12 16.10 групповое Биология пчелиной семьи. Гнездо пчел. Каб. №54 2 13 Биология пчелиной семьи. Гнездо пчел. 16.10 групповое 14 16.10 групповое 15 16.10 групповое 16 16.10 групповое 2 Инвентарь и оборудование пасеки. Пчелиный улей. 2 Инвентарь и оборудование пасеки. Инвентарь и оборудование. 2 Инвентарь и оборудование пасеки. Инвентарь и оборудование. 16.10 групповое 16.10 групповое Зимние работы пчеловодов. 2 19 16.10 групповое Зимние работы пчеловодов. 16.10 групповое 21 16.10 групповое 22 16.10 групповое Зимние работы пчеловодов. 2 Зимние работы пчеловодов. 2 16.10 групповое Зимние работы пчеловодов. 2 24 16.10 групповое Каб. №54 Зимние работы пчеловодов. 2 23 Каб. №54 Каб. №54 2 20 Каб. №54 Каб. №54 Инвентарь и оборудование пасеки. Инвентарь и оборудование. Изобретения пчеловодовлюбителей. 2 18 Каб. №54 Каб. №54 2 17 Каб. №54 Системы содержания пчел. Корма и кормление пчел. Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос Провер очные задани я Педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педаго 15 25 26 2 Системы содержания пчел. Работы с пчелами по сезонам года. Формирование новых пчелосемей. 2 Системы содержания пчел. Профилактика заболеваний и борьба с заболеваниями пчел. 16.10 групповое 16.10 групповое 2 27 16.10 групповое 28 16.10 групповое 29 Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке ранней весной. 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке ранней весной. 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке ранней весной. 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке ранней весной. Работа на пасеке в весенне-летний период. Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке в весенне-летний период. 16.10 групповое 30 16.10 групповое 31 16.10 групповое 2 16.10 групповое 33 16.10 групповое 34 16.10 групповое Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 2 32 Каб. №54 Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке в весенне-летний период. 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа на пасеке в весенне-летний период. 2 Итоговое занятие гическ ое наблю дение Фронта льный опрос Провер очные задани я Педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос Фронта льный опрос Каб. №54 Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педаго гическ ое наблю дение Фронта льный опрос конфер енция 16 Календарный учебный график занятий группы «Юный пчеловод» 2 год обучения Дата № провед п/п ения (план) Время Дата провед провед ения ения заняти (факт) я Форма занятия Коли честв о часов Тема занятия Место Форма проведе контрол ния я 1 16.10 групповое 2 Вводное занятие. Осенние работы на пасеке. Утепление гнезд. Каб. №54 2 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Утепление гнезд. Каб. №54 Каб. №54 3 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Подкормка пчелиных семей. 4 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Подкормка пчелиных семей. Каб. №54 Каб. №54 5 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Профилактика и борьба с заболеваниями пчел. Уборка пчел. 6 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Уборка пчел. Каб. №54 Каб. №54 7 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Уборка пчел. 8 16.10 групповое 2 Осенние работы на пасеке. Уборка пчел. Каб. №54 9 16.10 групповое 2 Зимние работы пчеловодов. Контроль за ходом зимовки пчел. Зимние работы пчеловодов. Контроль за ходом зимовки пчел. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. Каб. №54 10 16.10 групповое 2 11 16.10 групповое 2 Зимние работы пчеловодов. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. 12 16.10 групповое 2 Зимние работы пчеловодов. Подготовка инструментов и Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педагог ическое наблюде ние Фронта льный опрос Проверо чные задания Педагоги ческое наблюде ние Фронтал ьный опрос Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педагог ическое наблюде ние Фронта льный 17 13 16.10 групповое 2 14 16.10 групповое 2 15 16.10 групповое 2 оборудования к началу пчеловодческого сезона. Зимние работы пчеловодов. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. Зимние работы пчеловодов. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. Зимние работы пчеловодов. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. опрос Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 16 16.10 групповое 2 Зимние работы пчеловодов. Подготовка инструментов и оборудования к началу пчеловодческого сезона. Система содержания пчел. Работа с пчелосемьями по сезону. 17 16.10 групповое 2 Система содержания пчел. Работа с пчелосемьями по сезону. Каб. №54 18 16.10 групповое 2 Система содержания пчел. Работа с пчелосемьями по сезону. Каб. №54 19 16.10 групповое 2 20 16.10 групповое 2 21 16.10 групповое 2 22 16.10 групповое 2 23 16.10 групповое 2 Система содержания пчел. Работа с пчелосемьями по сезону. Зоотехнические приемы профилактики и борьбы с заболеваниями пчел. Система содержания пчел. Зоотехнические приемы профилактики и борьбы с заболеваниями пчел. Система содержания пчел. Зоотехнические приемы профилактики и борьбы с заболеваниями пчел. Весеннелетний период на пасеке. Подготовка площадки для размещения пчел. Весенне-летний период на пасеке. Подготовка площадки для размещения пчел. Облет пчел. Весенне-летний период на пасеке. Облет пчел. Осмотр пчел. Фронта льный опрос Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педагог ическое наблюде ние Фронта льный опрос Проверо чные задания Каб. №54 Педагог ическое наблюде ние Каб. №54 Фронта льный опрос Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педагог 18 24 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Осмотр пчел. Работа пчел в поле. 25 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа пчел в поле. 26 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа пчел в поле. 27 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа пчел в поле. Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 28 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа пчел в поле. 29 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа пчел в поле. 30 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Работа пчел в поле. Наблюдения за работой пчел. 31 16.10 групповое 2 32 16.10 групповое 2 33 16.10 групповое 2 34 16.10 групповое 2 Весенне-летний период на пасеке. Наблюдения за работой пчел. Весенне-летний период на пасеке. Наблюдения за работой пчел. Благоустройство территории пасеки. Весенне-летний период на пасеке. Благоустройство территории пасеки. Весенне-летний период на пасеке. Благоустройство территории пасеки. Итоговое занятие. Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 Каб. №54 ическое наблюде ние Фронта льный опрос Фронта льный опрос Фронта льный опрос Фронта льный опрос, педагог ическое наблюде ние Фронта льный опрос Проверо чные задания Педагог ическое наблюде ние Фронта льный опрос Каб. №54 Каб. №54 Конфер енция 19 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Программа обучения направлена на обучение детей̆ определенным практическим навыкам в области пчеловодства. На занятиях используются различные виды деятельности: теоретические, практические занятия, экскурсии на пасеку, конференции. Педагог общается с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу интереса, побуждает их к деятельности. Для реализации данной программы имеются методические, наглядные, дидактические пособия. Методические материалы включают в себя: - методические пособия и учебные пособия по пчеловодству; - словари терминов; - описание техники безопасности. Дидактические материалы: - иллюстрации; - фотографии; - видео – аудиозаписи; Перечень учебно-методического обеспечения - учебный кабинет; - учебники, методические пособия по пчеловодству; - Аппаратура для показа презентаций и видеоматериалов. Кадровые условия: педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника. 20 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод» являются традиционные праздники и викторины в объединении, конференции, участие в районных, выполнение исследовательских работ. Для изучения личности школьников используются: • Предварительное знакомство с учащимися (просмотр классных журналов, встречи с родителями, классным руководителем); • Мониторинг результатов обучения и личностного развития воспитанников в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Эффективность дополнительной образовательной программы «Юный пчеловод» определяется наличием у воспитанников ряда теоретических и практических навыков, перечень которых представлен ниже. Учащиеся должны уметь: Кратко характеризовать: строение пчел; поведение пчел; жизнь пчелиной семьи осенью; жизнь пчелиной семьи зимой; жизнь пчелиной семьи в весенне-летний период; медоносные растения и медоносную базу; строение ульев, сотов; инвентарь пчеловода; оборудование пасек. Решать практические задачи: • правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности; • работы, выполняемые пчеловодом осенью; • подготовка пчелосемьи к зимовке; • помещение пчелосемьи в зимовник; • выставка пчелосемей; • выполнение работ с ульями; • осмотр пчелосемей; • работы на пасеке; • высадка медоносных растений Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы дополнительного образования детей естественно-научной направленности «Юный пчеловод» включает в себя текущий контроль успеваемости, итоговую аттестацию обучающихся: Формы текущего контроля: • фронтальный опрос; • педагогическое наблюдение; • проверочные задания. Формы итоговой аттестации: • итоговые уроки, проводимые в виде конференции. Программа предусматривает проведение для обучающихся консультации с целью их подготовки к итоговым урокам. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Итоговая аттестация проводится в форме конференции. Контрольные уроки в рамках итоговой аттестации проводятся на завершающих год учебных • • • • • • • • • 21 занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Результаты итоговой аттестаций заносятся в критериальные листы и в протокол результатов аттестации. Требования к контрольным урокам За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: Кратко характеризовать: • строение пчел; • поведение пчел; • жизнь пчелиной семьи осенью; • жизнь пчелиной семьи зимой; • жизнь пчелиной семьи в весенне-летний период; • медоносные растения и медоносную базу; • строение ульев, сотов; • инвентарь пчеловода; • оборудование пасек. Решать практические задачи: • правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности; • работы, выполняемые пчеловодом осенью; • подготовка пчелосемьи к зимовке; • помещение пчелосемьи в зимовник; • выставка пчелосемей; • выполнение работ с ульями; • осмотр пчелосемей; • работы на пасеке; • высадка медоносных растений 22 Список использованной литературы 1. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях//Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. - 2006. - №6. - С. 11-14. 2. Буренин, Н. Л., Котова, Г. Н. Справочник по пчеловодству. - М.: Колос, 1981.- 368 с. 3. Гришин, В.Т. Эффективность производства мёда // Пчеловодство.-2004. - №3. - С.25. 4. Ившин, С.В. В стороне Юкаменской. - Глазов. - 2000. - 180 с. 5. Ковалев, А. М., Нуждин, А. С., Полтев, В. И. Учебник пчеловода. - М.: Колос, 1965. - 376 с. 6. Кочетов, А. С. Сила пчелиной семьи и качество пчел//Пчеловодство. - 2007. - №4. - С. 1011. 7. Лебедев, В. И., Малькова, С. А. Технология использования пчел на главном медосборе// Пчеловодство. - 2008. - №4. - С. 46-49. 8. Лукоянов, В.Д. Пчеловодный инвентарь, пасечное оборудование. - М.: Агропромиздат, 1988.-160с. 9. Малаю, А. Интенсификация производства меда.- М.: Колос, 1979.-176 с. 10. Микульский, Н. Н. Критерии оценки состояния семьи// Пчеловодство. - 2007. - №1. - С. 42-44. 11. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 110401-Зоотехния. - Киров: ВГСХА, 2008.-26с. 12. Методы проведения научно-исследовательских работ в пчеловодстве.- Рыбное: НИИП, 2006.-154 с. 13. Некрашевич, В. Ф., Кирьянов, Ю. Н. Механизация пчеловодства.- Рязань, 2005. -291 с. 14. Нуждин, А. С. и Виноградов, В. П. Основы пчеловодства. - М.: «Колос», 1975.- 286 с. 15. Позняковский, В. М. Экспертиза продуктов пчеловодства. Качество и безопасность. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 208 с. 16. Розов, С. А. Пчеловодство. - М.: Сельхозгиз, 1948. - 616 с. 17. Суворина, А. В., Боасуновский, А. Г. Пасека и пчелы. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1990. - 223 с. 18. Сычев, Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. -М: Финансы и статистика, 2007.-223 с. 19. Чернов, Е. Приоритет - здоровье работающего человека//Охрана труда и социальное страхование. - 2006. - №5. - С. 67-69. 20. Таранов, Т. Ф. Биология пчелиной семьи. - М.: Сельхозгиз, 1961.- 336 с. 21. Тюрин, В. Г. Проблемы зоогигиены и охраны окружающей среды в современных условиях развития животноводства// Состояние и проблемы ветеринарной санитарии, гигиены и экологии в животноводстве.- Чебоксары, 2004 - С. 233-237.