АООП ТНР 5.1 - копия

ОГЛАВЛЕНИЕ:
№

1.
2.
2.1.
2.2.

2.3.
3.
3.1.
4.
4.1.
4.2.

Разделы адаптированной основной общеобразовательной
Страницы
программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
3
Общие положения
Целевой раздел
6
Пояснительная записка
6
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
9
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи планируемых результатов освоения адаптированной основной
14
общеобразовательной программы начального общего образования
Содержательный раздел
Программа коррекционной работы
Организационный раздел
Учебный план
Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

14
14
20
20
22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с
учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты
реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных
и метапредметных результатов:
 программу формирования универсальных учебных действий;
 программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и
курсов внеурочной деятельности;
 программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;
 программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
 программу коррекционной работы;
 программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему
специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
1.2.Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,

общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
 принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
 принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
 принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
 онтогенетический принцип;
 принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей
обучающихся;
 принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
 принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной
области»;
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
 принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире,
в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область
жизнедеятельности;
 принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР
заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания
вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и

воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
 существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
 создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация
детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение
доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера,
которая используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка,
наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных
уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на
всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся
ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
 тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
 воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в
процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
 реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольнооценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

2.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная
записка
Цель
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования Представлены в разделе 1.
Общие положения.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
2.1.

Вариант 5.1.предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии,
заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого
развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах,
ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся
с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных
мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной
работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются
логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с
учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается
нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем.
Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия
звуков,
отличающихся
тонкими
акустико-артикуляторными
признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в
различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного
языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении
звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только

звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством
ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических
компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечаетсявыраженных нарушений
звукопроизношения.
Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах
искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова.
Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая
дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков,
свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия
фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова,
обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела.
Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно
передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов,
близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи
обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп.
Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических
отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения
программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково.
С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества
используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные

нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированность базовых высших психических функций, обеспечивающих
процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
 выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
 организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед
началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и
школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное
преодоление отклонений речевого и личностного развития;
 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося
и степени выраженности его речевого недоразвития;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как
через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных
курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
 создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями
и коррекции этих нарушений;
 координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
 получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;
 возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
 индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов,
исходя из механизма речевого дефекта;
 применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
 возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные

стратегии и тактики;
 психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
2.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный № 15785 ред. от 18.12.2012, далее – ФГОС НОО).
Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающимися с ТНР оцениваются как итоговые на момент
завершения начального общего образования.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обеспечивает достижение обучающимися с ТНР трех видов результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для всех предметных и
коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем:
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования отражают индивидуально-личностные качества
и социальные компетенции обучающегося, включающие: готовность к вхождению
обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные
установки
обучающихся,
социальные
компетенции,
личностные
качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования должны отражать:
 сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
 сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре
других народов;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 сформированность
этических
чувств,
доброжелательность
и
эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
 сформированность чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы,
бережно относиться ко всему живому;

 умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию
собственной речи;
 владение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных
и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности,
 соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием
информационных технологий;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих
людей;
 овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать
учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного
общего образования, которые отражают:
 владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в
образовательной организации и вне ее;
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных
и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
 освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
 сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
 умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность;
 умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 владение знаково-символическими средствами представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, широким спектром действий и операций
решения практических и учебно-познавательных задач;
 умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в















том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных
задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
умение адекватно использовать речевые средства и средства информационнокоммуникативных технологий
для
решения
различных познавательных и
коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением
рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами
(словесными, практическими, знаковыми, графическими);
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
умение определять общую цель и пути еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками
при решении различных учебно-познавательных задач; регуляции своих действий;
построения монологического высказывания;

 умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества,
адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;
 владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
 владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТНР, включающие освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения, представлены в рабочей программе учебного предмета.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи Программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны
соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных
требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной

речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
 отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное
произнесение звука;
 умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов
как изолированных, так и в условиях контекста;
 правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять
основные акустические характеристики голоса;
 умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического
ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита
(умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторноакустическим признакам);
 умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и
слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и
лексического строя речи;
 сформированность лексической системности; умение правильно употреблять
грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными
словообразовательными моделями; овладение синтаксическими
конструкциями
различной сложности и их использование;
 владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции,
выполняющей коммуникативную функцию;
 сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
сформированность психофизиологического, психологического,
лингвистического
уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
 владение письменной формой коммуникации (техническими и
смысловыми
компонентами чтения и письма);
 позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в
коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации;
 написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему;
 выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
 умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом
фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
 овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе;
 представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно
использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое
сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные
повседневные школьные дела;
 умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общей коллективной деятельности;
 умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление

ребѐнка участвовать в подготовке и проведении праздника;
 владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении
праздника;
 овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 умение корректно выразить
отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
 умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
 умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии
информативной функции речи;
 умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой;
 позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию
разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;
 готовность слушать собеседника и вести диалог;
 умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию
как средство достижения цели в различных ситуациях;
 прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
 дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребѐнка с
точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;
 способность прогнозировать последствия своих поступков;
 понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение
действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем;
 умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними
и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений
и практического экспериментирования;
 умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе, соответствовать этому порядку;
 наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной
результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;
 дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных
ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в
школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
 наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о
вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах
социального взаимодействия;
 овладение средствами межличностного взаимодействия;
 умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные
ритуалы;
 умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений;
 прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.

Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке
освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
Программы коррекционной работы

2.3.

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального
для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия
(подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и
умений в области общеобразовательной подготовки. Также предметом оценки является достижение
необходимого уровня развития жизненных компетенций учащегося с ТНР.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ТНР, программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО и представлены в основной общеобразовательной программе
начального общего образования МБОУ «Красногвардейская школа №2».
3.1. Программа коррекционной работы
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Симферополь или
Териториальной
психолого-медико-педагогической
комиссии
п.Красногвардейское,
индивидуальной программы реабилитации/абилитации.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной
поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения
АООП НОО являются:
 коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
 коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и
письма;

 развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных
ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
 обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями
которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и
письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что
способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и
удовлетворению их особых образовательных потребностей. Коррекционная работа
осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов
учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе организованных при
общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где осуществляется коррекция
нарушений устной речи, коррекция нарушений чтения.
Цель Программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на
создание системы комплексной помощи детям с ТНР в рамках АООП НОО, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся с ТНР, в том числе и обучение по
индивидуальной программе, с использованием очной,
очно-заочной,
надомной,
дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов
сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи Программы коррекционной работы:
 своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
 определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
 определение особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
 создание условий, способствующих помощи обучающимся с ТНР в усвоении
общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
 осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям
с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК );
 организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий для
детей с ТНР;
 -реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ТНР;

 -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
детей с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам;
 оказание консультативной и методической помощи учителям МБОУ
«Красногвардейская школа №2»;
 создание в МБОУ «Красногвардейская школа №2» условий для сохранения и укрепления
психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных
состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности;
 проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей
обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными
представителями) обучающегося.
Принципы формирования Программы коррекционной работы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.
е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ТНР, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном
процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом и (или) физическом
развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТНР
выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями
(законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья на ТПМПК для уточнения (изменения) образовательного маршрута
обучающегося.
Программа коррекционной работы в Школе включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие её основное содержание.
Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексных обследований детей с
ТНР, рекомендации по образовательному маршруту ребенка с ТНР в Школе; контроль и
анализ результатов коррекционной работы. Диагностическую работу осуществляет
психолого-педагогический консилиум Школы (ППк). Углубленная диагностика обучающихся
проводится специалистами службы сопровождения с включением
мониторинга
анкетирования родителей.
Организация деятельности консилиума Школы
Междисциплинарный консилиум проводится совместно специалистами различного
профиля – учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом – психологом. На нем
осуществляется комплексный анализ состояния ребенка и консультирование родителей
(законных представителей) по поводу стратегии сопровождения и необходимой ребенку
коррекционно-развивающей работы.
Диагностический (первичный) консилиум специалистов Школы включает в себя:
1. Комплексное психолого-медико-педагогическое диагностическое обследование детей и
выявление возможных ресурсов для развития и социальной адаптации.
2. Разработку рекомендаций, направленных на определение содержания индивидуального

образовательного маршрута и стратегии комплексного психолого-медико-социального
сопровождения ребёнка и его семьи в условиях Школы.
3. Определение максимально адекватных в каждом конкретном случае приемов и методов
психолого-педагогического воздействия.
4. Разъяснительную, консультативную и просветительскую работу с родителями (лицами их
заменяющими), другими членами семьи.
5. Рекомендации родителям обучающихся, в том числе о необходимости медицинской
консультации.
6. Контроль
соблюдения
индивидуального
учебного
плана,
индивидуального
образовательного маршрута ребенка в течение учебного года.
7. Определение характера, продолжительности и эффективности психолого-медикосоциального сопровождения ребёнка.
Коррекционно­развивающая работа включает:
 коррекцию и развитие высших психических функций;
 социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах;
 общеоздоровительные мероприятия. - подбор оптимальных для развития ребёнка с ТНР
коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
 организацию и проведение специалистами психолого-педагогической службы (учителемлогопедом, педагогом- психологом) индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития и трудностей
обучения;
 системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии.
Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
 консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и
приёмов работы с обучающимся;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов
обучения ребёнка с ТНР;
 консультирование родителей (законных представителей) по результатам проводимой
коррекционно-развивающей работы, социализации обучающихся.
Информационно­просветительская работа направлена на:
 разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –
обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками;
 проведение тематических мероприятий для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей развития детей с ТНР.
Работа с родителями в рамках деятельности психолого-педагогической направлена на:
 на оптимизацию взаимодействия всех участников образовательного процесса
 на выстраивание конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации
 на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Взаимодействие специалистов выражается в следующем:
 комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему

квалифицированной помощи специалистов Школы разного профиля;
 многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
 составление комплексных программ развития и коррекции учебно­познавательной,
речевой, эмоциональной­волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области детской психологии, педагогики,
социальной
работы
позволяет
обеспечить
систему
комплексного
психологомедико­педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Этапы реализации Программы коррекционной работы
Данная программа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является учет особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с
целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская
деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный
процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность).
Результатом является констатация созданных условий и выработанных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Планируемые результаты реализации Программы коррекционной работы
В ходе реализации предложенной программы ожидаются следующие результаты:
 создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении программы
общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию;
 создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся в МБОУ
«Красногвардейская школа №2», позволяющих учитывать их особые образовательные
потребности посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса;
 создание в МБОУ «Красногвардейская школа №2»условий для сохранения и укрепления
психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных
состояний,профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

На каждого ученика заполняется и ведется в течение всего времени обучения
индивидуальная карта развития обучающегося, в которой фиксируются психологопедагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и
психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Требования к реализации Программы коррекционной работы:
Виды обеспечения
Условия
 инклюзивные общеобразовательные классы;
 оптимальный режим учебных нагрузок;
 вариативные формы получения образования и создание
специальных
условий обучения
в
соответствии
с
рекомендациями ЦПМПК или ТПМПК;
 коррекционно-развивающая
направленность
учебновоспитательного процесса;
 учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
 соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
 использование современных педагогических технологий для
оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности;
 использование специальных методов, приёмов, средств
обучения,
специализированных
образовательных
и
коррекционных программ, ориентированных на особые
Психолого-педагогическое
образовательные потребности детей с ТНР;
обеспечение
 дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики нарушения развития ребёнка;
 комплексное сопровождение обучающегося(индивидуальные
и групповые коррекционные занятия);
 укрепление физического и психического здоровья детей с
ТНР;
 профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок обучающихся;
 соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм;
 участие
всех
детей
с
ТНР
в
воспитательных,
культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и
иных мероприятиях Школы

Программнометодическое
обеспечение

Кадровое обеспечение

 использование
коррекционно­развивающих
программ,
диагностического
и
коррекционно­развивающего
инструментария;
 разработка индивидуальной образовательного маршрута для
удовлетворения особых образовательных потребностей детей с
ТНР;
 соответствие занимаемой должности уровню квалификации;
владение знаниями и методами из смежных с педагогикой
областей:
дефектологии,
психологии учителями

Виды обеспечения

Условия
 повышение профессиональных компетенций специалистов в
рамках
Школы
(ППк,
методические
объединения,
взаимопосещение уроков/занятий, анализ
проблемных
случаев, просмотр и анализ видеоматериалов);
 прохождение курсов повышения квалификации по профилю;
 участие
и
организация
семинаров,
мастер-классов,
конференциях муниципального, регионального уровня;

Материальнотехническое обеспечение
Информационное
обеспечение

ориентировано на обеспечение надлежащей
технической базы, позволяющей создать
образовательную среду для детей с ТНР

материальноадаптивную,

сайт МБОУ «Красногвардейская школа №2»;
компьютеры, проекторы, комплектынаглядных пособий

4.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1.Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в
объеме не менее 5 часов (на одного ребенка).
Учебный план начального общего образования
Учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования (далее — учебный
план) определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной
деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их
изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по
классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

 формирование
гражданской
идентичности
обучающихся,
приобщение
их
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 готовность обучающихся к продолжению образования на следующих уровнях основного
общего образования, приобщение их к информационным технологиям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельна в
организации образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов,
курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому и
родному языкам, литературному чтению, родной литературе, иностранному языку,
математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России,
музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в
разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» примерной основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ «Красногвардейская
школа №2».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе
в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может
быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). В
структуру внеурочной деятельности включена коррекционная работа в объеме не менее 5
часов на одного учащегося с ТНР.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательном учреждении.
Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики,
социальное проектирование и т. д.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность могут использоваться возможности
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период
каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной

образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ
«Красногвардейская школа №2».
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объѐмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной
программы. При проведении занятий по иностранному языку (II-IV классы) осуществляется
деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек. При наличии
необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно
определяет режим работы. Для обучающихся I-IV классов максимальная продолжительность
учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет
34 недели, в первом классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в I классе устанавливаются
в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в I классе — 35 минут;
во II-IV классах — 45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
.Учебный план
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1)
Предметные
области

Учебные предметы

Филология

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
ОРКСЭ
Искусство
Технология
Физическая
культура

Всег
о
12
11
6

Математика

5

5

5

5

20

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и
светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
Технология

-

-

-

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

4
4
4

Физическая культура

3

3

3

3

12

21
21

23
23

23
23

23
23

90
90

10

10

10

10

40

5
5
31

5
5
33

5
5
33

5
5
33

20
20
130

Итого
Максимально допустимая нагрузка
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую)
Коррекционно-развивающиеся занятия
Другие направления внеурочной деятельности
Всего к финансированию

4.2.

Количество часов в неделю
I
II
III
IV
4
4
4
4
4
4
4
3
2
2
2

Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи

4.2.1.

Кадровые условия
Педагогический состав образовательного учреждения
Общая численность педагогического коллектива начальной школы МБОУ
«Красногвардейская школа №2»
Должность

Кол-во работников в
начальной
школе

Учитель НШ
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
Педагог-организатор
Всего

12
1
1
1
1
16

Все учителя постоянно совершенствуют свою педагогическую квалификацию через
курсовую переподготовку.
Таким
образом,
МБОУ
«Красногвардейская
школа
№2»
укомплектовано
высококвалифицированными педагогическими кадрами для введения и реализации ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ

Педагогические работники Школы обладают необходимыми профессиональными
компетенциями в области педагогической и коррекционно-педагогической, диагностикоконсультативной, исследовательской и культурно- просветительской деятельности
4.2.2. Финансовые условия
Вариант 5.1 АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает, что обучающийся с ТНР
получает начальное общее совместно с обучающимися начальной школы, в установленные
основной общеобразовательной программой начального общего образования. Обучающемуся с
ТНР предоставляется государственная услуга по реализации основной общеобразовательной
программы начального общего образования, которая адаптируется под особые образовательные
потребности обучающегося и при разработке которой учитывается:
 обязательное включение в структуру АООП начального общего образования для
обучающегося с ТНР программы коррекционной работы, что требует качественно особого
кадрового состава специалистов, реализующих АООП;

при необходимости предусматривается участие в образовательно- коррекционной
работе учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистентов, необходимых для
сопровождения обучающихся с ОВЗ, техников по обслуживанию специальных технических
средств и ассистивных устройств).

создание специальных материально-технических условий для реализации АООП
(специальные учебники, специальные учебные пособия, специальное оборудование,
специальные технические средства, ассистивные устройства, специальные компьютерные
программы и др.) в соответствии с ФГОС для обучающихся с ТНР.
При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ОВЗ на
оказание государственной услуги учитываются вышеперечисленные условия организации
обучения ребенка с ТНР. Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК,
ИПР/ИПРА инвалида в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями
реализации АООП, требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».