АООП_6.4-1 - копия

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 6.4.)

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП, может быть
применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких
организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных
организаций.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО обучающихся с НОДА в
МБОУ «Красногвардейская школа №2» составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (с изменениями),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г.,
№1598,
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и
другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования на основе ФГОС для детей НОДА, вариант 6.4. (проект).
- Устав МБОУ «Красногвардейская школа №2»
1.2
СТРУКТУРА
АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей:
обязательной части,
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего
образования для обучающихся с НОДА.
В структуре адаптированной программы представлены:
1.
Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок
освоения АООП НОО, психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА.
2.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
с
НОДА
адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования.
3.
Содержание образования:
Учебный план, включающий календарный график организации учебного
процесса (Примерный календарный учебный график).

Рабочие программы учебных предметов.
Программа духовно-нравственного развития.
Программы коррекционных курсов.
-Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
НОДА на ступени начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни.
Программа внеурочной деятельности.
4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
5.
Условия реализации АООП:
кадровые условия,
финансово-экономические условия,
материально-технические условия.
В адаптированной основной образовательной программе начального общего
образования обучающихся с НОДА (вариант 6.4) используются следующие сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;
ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования;
ООП – основная образовательная программа;
АООП – адаптированная основная образовательная программа;
АООП НОО – адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования;
- ПрООП – примерная основная образовательная программа;
- ПрАООП – примерная адаптированная основная образовательная программа;
ПрАООП НОО – примерная адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования;
- ОО – образовательная организация;
- ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
- ЗПР – задержка психического развития;
- ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.
- НОДА – нарушение опорно-двигательного аппарата.
- УО – умственная отсталость;
- ТМНР – тяжелые множественные нарушения развития;
- СИОП – специальная индивидуальная образовательная программа;
1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с НОДА
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
НОДА.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании

является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП для обучающихся с НОДА реализация
деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
В основу АООП обучающихся с НОДА положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с НОДА на всех этапах обучения: от младшего до старшего
школьного возраста;

принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая адаптированная основная образовательная программа для
обучающихся с нарушением опорно-двигательного
аппарата и
тяжелыми
множественными нарушениями развития МБОУ «Красногвардейская школа №2»
разработана в соответствии с принципами, структурой, понятиями и

подходами Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для детей с ОВЗ с учётом проекта Примерной адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с
тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4.).
АООП НОО обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями (вариант
6.4.) МБОУ «Красногвардейская школа №2» отражает особенности и возможности
обучающихся 11, 1-4 классов с нарушением опорно- двигательного аппарата и тяжелыми
множественными нарушениями развития, образовательные потребности и запросы
обучающихся и их родителей; ориентирована на стратегические цели развития
образования Российской Федерации.
Адресность программы.
АООП НОО обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) рассчитана на 5-летний срок
1
(1 , 1-4 класс) освоения.
Целью реализации АООП НОО (вариант 6.4.) является развитие необходимых
жизненных компетенций, позволяющих достичь максимально возможного уровня
социализации обучающихся с ТМНР.
Задачи начального общего образования на основе АООП (вариант 6.4.):

Формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять
цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность,
контролировать ее процесс, доводить ее до конца, адекватно оценивать результаты,
взаимодействовать с педагогами и сверстниками).

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их социального и эмоционального благополучия.

Достижение учащимися с НОДА и ТМНР доступного уровня начального
общего образования, формирование основ учебной деятельности обучающихся с учетом
их образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей.

Создание специальных условий для получения образования в соответствии
с индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями
обучающихся с НОДА и ТМНР.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА И ТМНР
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями характерно сочетание
нарушений опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести с
нарушениями интеллектуального развития, сенсорными нарушениями, расстройствами
аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной
степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых обучающихся выявляются
соматические заболевания, которые значительно осложняют развитие и обучение. ТМНР
представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между
всеми нарушениями, составляющими ее структуру.
Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству,
характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии,
специфики их сочетания. Уровень психофизического развития обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными
параметрами.
Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной
сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта,
сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере
препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе

сверстников.
Характер развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов:
этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления
отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств,
специфики их сочетания, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов
познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти
непродуктивными оказываются подходы, требующие от обучающегося абстрактного
мышления, процессов анализа и синтеза. В связи с этим возникают серьезные трудности в
усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а
впоследствии и школьного образования.
Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто
гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов, обучающиеся
оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние.
Трудности в обучении вызываются так же недоразвитием мотивационно-потребностной
сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как
правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Обучающиеся с ТМНР имеют тяжёлые двигательные нарушения неврологического
генеза, и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в
передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой
группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в статичном положении.
У части обучающихся наблюдается эпилепсия. Припадки наблюдаются часто, их
очень тяжело контролировать. В ряде случаев расстройства опорно-двигательной системы
сопровождаются патологиями черепных нервов: атрофией зрительных нервов,
косоглазием, нарушениями слуха и псевдобульбарными расстройствами.
Большинство обучающихся данной группы имеют тяжелые дизартрические
расстройства, что затрудняет понимание их речи, а у некоторых детей отмечается
анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения мышц артикуляционного
аппарата). Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств
и речемоторных функций.
Интеллектуальное развитие обучающихся этой группы различно. Степень
умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех обучающихся
данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие,
благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их
социальной адаптации. Так, у большинства из них проявляется интерес к общению и
взаимодействию, что позволяет предположить возможность обучения таких детей
пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические
изображения и др.). Наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание
предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения
выполнению отдельных операций по самообслуживанию и предметно-практической
деятельности.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА И ТМНР
Под особыми образовательными потребностями детей с ТМНР следует понимать
комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие сочетания первичного и
вторичного дефекта.
Особые образовательные потребности у обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата определяются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития. Они определяют характерную логику
построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании
образования.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,
свойственные всем обучающимся с НОДА:
1.
Обеспечение и расширение особой образовательной среды-пространства.
2.
Специальные
условия
обучения,
обеспечивающие
обстановку
эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего.
3.
Необходимость использования специальных методов, приёмов и средств
обучения,
обеспечивающих
реализацию
«обходных
путей»
обучения
и
здоровьесберегающих технологий.
4.
Индивидуализация обучения в соответствии актуальным уровнем и с
потенциальными возможностями.
5.
Наглядно-действенный характер содержания образования и конкретизация
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования.
6.
Специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации.
7.
Необходимость междисциплинарного взаимодействия специалистов.
Для этой категории учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется
через обеспечение образовательных условий и через содержательное и смысловое
наполнение учебного материала. Специальное обучение включает коррекцию
двигательных, сенсорных, речевых и иных нарушений.
Учет особых образовательных потребностей вызывает необходимость создания
условий, способствующих решению задач организации обучения и воспитания:
определение достаточного количества сопровождающих взрослых в соответствии с
потребностью в физической помощи обучающимся, выбор технических средств
(вспомогательных и дидактических), планирование форм проведения уроков
(индивидуальных, групповых и др.)
2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной

отсталостью и ТМНР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
и программы коррекционной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ применительно к
варианту
6.4.
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
результативность обучения оценивается с учетом особенностей психофизического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим,
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с
ТМНР АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и
соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными
потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность находится в социуме и
принимать основные правила нравственно-этических норм, принятых в культурном
обществе, а также ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности.

Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной
программы заносятся в СИОП и отражают:
1.
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей
принадлежности к определенному полу, как «Я»);
2.

Социально-эмоциональное
участие доступным способом в процессе
общения и совместной деятельности;
3.
Оценка своих поступков по принципу «плохо-хорошо» на основе
представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
4.
Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
5.
Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам
6.
Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях
доступным образом;
7.
Участие в игровой, учебной, бытовой ситуации;
8.
Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.

Предметные результаты освоения АООП:
Язык и речевая практика
Общение
1)
Овладеть доступными средствами коммуникации и общения (вербальными
и невербальными) и соотносить их: понимать обращенную речь, смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др.
графических изображений), жестов.
2)
Пользоваться доступными средствами коммуникации для решения
соответствующих возрасту житейских задач: вступать в контакт и поддерживать его,
выражать потребности, передавать сообщения, получать информацию.
3)
Воспринимать и использовать речь как средство общения в тесной связи с
познанием окружающего мира, личным опытом.
4)
Использовать альтернативное чтение в доступных ребенку пределах,
понимать смысл узнаваемого слова.
Письмо
 Умение при возможности писать буквы, слоги, слова
 Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (по
физическим возможностям ребенка).
 Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями
Математика и применение математических знаний.
Математические представления.
1)
Иметь элементарные математические представления о цвете, форме,
величине.
2)
Ориентироваться в количественных (дочисловых) представлениях
3)
Накапливать опыт в освоении пространственных, временных представлений
4)
Овладеть способностью пользоваться математическими представлениями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Искусство
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
1)
Освоить средства изобразительной деятельности и использовать их в
повседневной жизни.
2)
Выражать желание и демонстрировать отношение к совместной
изобразительной деятельности и ее результатам, к участию в творческих мероприятиях.
3)
Использовать компетенции, полученные на занятиях по изобразительной
деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок,
конкурсах рисунков.
Музыка.
1)
Проявлять интерес к различным видам музыкальной деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
2)
Получать удовольствие и радость, накапливать впечатления, развивать
восприятие в процессе совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
3)
Выражать желание и готовность к участию в музыкальных мероприятиях и
использовать для этого умения, полученные на занятиях по музыкальной деятельности.
Естествознание
Развитие речи и окружающий природный мир
1)
Иметь представления об объектах и явлениях неживой природы, а также о
животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
2)

Иметь элементарные представления о временах года, днях недели и частях

суток.
Человек
1) Иметь представления о себе: о собственном теле, соотнесение себя со своим
именем, определенным полом, изображением на фотографии, отражением в зеркале.
2) Поддерживать образ жизни, соответствующий потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
3) Уметь определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать
болезненные ощущения и сообщать о них взрослым доступным способом.
4) Иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Самообслуживание
1)

Выражать

желание,

связанное

с

удовлетворением

первоочередных

потребностей доступным способом.
2)

Обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании,

приеме пищи, питье и др.

Обществознание
Окружающий социальный мир
1)

Ориентироваться в близком окружении, иметь представления о мире,

созданном руками человека , об окружающих людях.
2)

Накопить

опыт

продуктивного

взаимодействия

со

взрослыми

и

сверстниками, принимать участие в коллективных играх, мероприятиях, занятиях.
3)

Иметь представления об обязанностях и правах ребенка, о России как о

своей Родине.
Физическая культура
Адаптивная физкультура
1)

Воспринимать собственное тело, осознавать свои физические возможности

и ограничения.
2)

Соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью.

3)

Устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:

усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических
упражнений.
Технология
Предметные действия.
1)

Овладеть

предметными

действиями

как

необходимой

основой

для

самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
2)

Иметь

представление

об

алгоритме

при

выполнении

предметной

деятельности
Домоводство.
1)

Принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе в

доступных обучающемуся пределах.
2)

Пытаться взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с

общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и
взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные
ситуации дома и в школе
Возможность освоения обучающимися учебной программы реализуется на таком
уровне, где академическая составляющая редуцирована по сравнению с компонентом
жизненной компетенции.
Итоговые достижения обучающихся по варианту АООП НОО для обучающихся с
ТМНР (6.4), определяются индивидуальными возможностями обучающихся и тем, что его
образование

нацелено

на

максимальное

развитие

жизненной

компетенции.

«Академический» компонент регламентируется рамками полезных и необходимых

инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков
коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также
перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность
(компонент «жизненной компетенции»), готовит обучающегося к использованию
приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор
компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям
максимально адаптироваться в социуме.
3 Содержательный раздел
3.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с НОДА с
умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и
предметным результатам освоения АООП. Программа формирования базовых учебных
действий реализуется в процессе учебной и внеурочной деятельности. Программа
строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовать
коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся.
Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий
состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с НОДА с умеренной,
тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР.
Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного
компонента учебной деятельности; овладение комплексом базовых учебных действий;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, оценивать ее результаты в
опоре на помощь педагога.
Согласно требованиям Стандарта, уровень сформированности базовых учебных
действий обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР
определяется по завершению обучения с учетом индивидуально-личностных
особенностей каждого обучающегося.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают
формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться. На
протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию
учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции
мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они
определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Функции базовых учебных действий – это обеспечение успешности (эффективности)
изучения содержания любой предметной области; реализация преемственности обучения
на всех ступенях образования; обеспечение целостности развития личности
обучающегося.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся содержит
задачи формирования учебного поведения, умения выполнять задания в течение
определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить
от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действий)
занятий.
Формирование учебного поведения
1. Концентрация на сохранных анализаторных ощущениях (демонстрирует
зрительные и слуховые ориентировочно-поисковые реакции, прислушивается, фиксирует
взгляд на лице говорящего взрослого или на демонстрируемом предмете, находящемся в
поле зрения, прислушивается и концентрируется на тактильных, вестибулярных
ощущениях);

2. Понимание ситуации нахождения на уроке (занятии);
3. Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
4. Умение выполнять инструкции педагога:
 методом «рука в руке»/«рука под рукой»,
 при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть
задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно),
 после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание,
легко похлопывая или направляя его),
 по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания),
 по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и
сигналы по мере необходимости).
5. Использование по назначению учебных материалов.
6. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание
1. В течение определенного периода времени,
2. От начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия (операции)
к другому в соответствии с расписанием (действия) занятий.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач
происходит как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных
коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
3.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разработаны на
основе:
- требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам)
освоения АООП;
- программы формирования базовых учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизированы общие цели образования с
учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом
особенностей его освоения обучающимися;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса;
5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программы коррекционных – развивающих курсов
Сенсорное развитие.
Предметно-практические действия.
Двигательное развитие.
Альтернативная коммуникация.

3.3 Программа нравственного развития (воспитания)
Программа нравственного развития (воспитания) обучающихся с ТМНР
направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной
организации, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте
формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа направлена на:

организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих
обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и
нормы поведения;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.
Программа включает: цель, задачи, основные направления работы, перечень
планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения
обучающихся с ТМНР), формы организации работы.
3.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического
подходов, с учётом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и
иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного
процесса. Данная программа подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий,
планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй,
учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями.
Программа направлена на:

формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека
и окружающей среды;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем
соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения;

формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым;

умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями;

формирование установок на использование здорового питания;

развитие потребности в занятиях адаптивной физической культурой;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня.
Программа содержит цели, задачи, планируемые результаты, основные направления
и перечень организационных форм.

4. Организационный раздел
4.1. Учебный план
Примерный учебный план для образовательных организаций, реализующих ООП
НОО на основе ИП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
ТМНР (вариант 6.4.)
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования2, возможность обучения на
государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их
изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность,
практические занятия, экскурсии и т. д.).
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или
физическом развитии;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в
том числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика,
музыкальные занятия и др.).
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные
предметы, включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с
обучающимися.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и
внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, адаптивно- спортивное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Одно из направлений
внеурочной деятельности – проведение коррекционно-развивающих занятий, которые
являются обязательными для обучающихся с НОДА и ТМРН.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
определяет образовательная организация. Время, отведённое на внеурочную деятельность,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых
на реализацию основной образовательной программы.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная
или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов
максимальная
продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Для обучающихся с ТМНР с подготовительного по 4 классы устанавливаются
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (33 учебные недели в
год).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом –не менее 8 недель.
Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах – 35 минут;
во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению образовательной организации).
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
составлять:
- для обучающихся подготовительных и первых классов – не более 4 уроков, и один
день в неделю – не более 5 уроков с учетом урока адаптивной физической культуры;
- для обучающихся вторых – четвертых классов – не более 5 уроков.
Обучение в классах для детей с ТМНР осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий.
При обучении по адаптированной основной образовательной программе начального
общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального
малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными
образовательными потребностями. Наполняемость в классах для
детей
с
множественными нарушениями развития – до 5 детей.
Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные
занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а
также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в
пространстве и на плоскости) являются основой для развития жизненных компетенций.
Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие
занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а
также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции
развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию
ребенка.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются
индивидуальные особенности каждого учащегося.
Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы
внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией
самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и
локальными актами образовательной организации.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с ТМНР предусматривают:
занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные занятия по коррекции и
развитию когнитивных функций. Все эти занятия проводятся в индивидуальной форме.
Продолжительность занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК – до 45 минут.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии,
затрудняющих образование и социализацию ребенка;
исправление
нарушений
психофизического
развития
медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами;
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных
функций, не поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся
осваивать общеобразовательные предметы.
Комплексная реабилитация учащихся с НОДА предусматривает медицинское
воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной
физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию.
Коррекционно-компенсаторный
подход
реализуется
всеми
участниками
образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя
АФК и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи,
которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка
и проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по
включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента
учащихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности,
создание компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности.
В области «Физическая культура» в учебном плане должен быть предмет
«Адаптивная физическая культура» (АФК). В случае необходимости целесообразно
замены групповых занятий АФК индивидуальными занятиями для детей с тяжелыми
двигательными нарушениями. Учитель АФК в таком случае может эффективно работать
по коррекции индивидуального двигательного дефекта. Решение об изучении учебного
предмета «Адаптивная физическая культура» принимается образовательной организацией
исходя из степени тяжести двигательных нарушений. В случае исключения данного
предмета из учебного плана, освободившиеся часы могут быть добавлены на изучение
каких-либо предметов из обязательной части учебного плана.

Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного дефекта для
каждого учащегося определяется медицинской службой в зависимости от тяжести
двигательного нарушения (от 2 до 5 час/нед.).
Учебный план для обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) разработан на основе
федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии», методических рекомендаций Министерства
образования и науки Российской Федерации по вопросам обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи,
связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических
общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность
детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств
личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной
категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается
в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи
и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и
основы безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая
ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.
Коррекционно-развивающие занятия для варианта 6.4. строятся на основе
предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему
специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают
большое количество игровых и занимательных моментов.
Коррекционная работа проводится в виде индивидуально-групповых занятий;
продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем,
исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния
детей.

Примерный учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)годовой

Предметные
области

Количество часов в неделю

Учебные предметы
Подгот.

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Общение и чтение

132

132

132

Письмо

99

99

99

Математика

Математические
представления
Развитие речи и
окружающий
природный мир
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание

132

132

132

33

33

66

66

66

264

33

33

33

33

33

165

33

33

33

33

33

165

Музыка

33

33

33

33

33

165

Изобразительное
искусство
Предметные действия

33

33

33

33

33

165

33

33

33

33

33

165

Адаптивная
физическая культура
Итого:

99

99

99

99

99

495

660

660

693

693

693

3399

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе

33

33

66

66

66

264

Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

693

693

759

759

759

3663

Внеурочная деятельность:

330

330

330

330

- коррекционно-развивающая работа:

165

165

165

165

165

825

индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

165

165

165

165

165

825

- другие направления внеурочной
деятельности

165

165

165

165

165

825

Всего к финансированию

1023

1023

1089

1089

1089

5313

Естествознание
Человек

Искусство
Технология

Физическая
культура

132

99
132

132
99
132

330

660
495
660

1650

Примерный учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА с ТМНР(вариант 6.4)недельный

Предметные
области

Количество часов в неделю

Учебные предметы
Подгот.

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Язык и речевая
практика

Общение и чтение

4

4

4

4

4

20

письмо

3

3

3

3

3

15

Математика

Математические
представления
Развитие речи и
окружающий
природный мир
Жизнедеятельность
человека
Самообслуживание

4

4

4

4

4

20

1

1

2

2

2

8

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

Технология

Изобразительное
искусство
Предметные действия

1

1

1

1

1

5

Адаптивная
физическая культура
Итого:

3

3

3

3

3

15

20

20

21

21

21

103

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе

1

1

2

2

2

8

Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

50

- коррекционно-развивающая работа:

5

5

5

5

5

25

индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

5

5

5

5

5

25

- другие направления внеурочной
деятельности

5

5

5

5

5

25

Всего к финансированию

31

31

33

33

33

161

Естествознание
Человек

Физическая
культура

Формы промежуточной аттестации обучающихся.
В процессе обучения с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
введена безоценочная форма аттестации. Перевод в другой класс обучающихся
целесообразно проводить записи об их продвижении в различных аспектах обучения,
формами промежуточного контроля выступают практические и теоретические задания с
отметками о выполнении, запись достижений в тех или иных видах деятельности, что
позволяет педагогам в наглядной форме представить реальные успехи учащихся.
Текущая аттестация проводится в форме беседы, опроса, индивидуальных заданий,
наблюдений за работу на уроке и отмечается в учебном дневнике или дневнике
наблюдений.
В конце четверти, года в графе «итоги года» ставить усвоил/не усвоил.
В процессе занятий с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
целесообразно вести записи об их продвижении в различных аспектах обучения. Это
поможет учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам определять задачи и
содержание работы в текущий период, судить об адекватности и эффективности
проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах
деятельности позволяет родителям и педагогам в наглядной форме представить реальные
успехи учащихся.
Учебный план является ежегодно обновляемым, составляется на каждый учебный
год с описанием конкретного режима функционирования ОУ, с учетом изменений в
нормативной базе.
Календарный учебный график составляется на каждый учебный год с учетом
мнений участников образовательных отношений. учетом региональных и
этнокультурных традиций, с учетом, плановых мероприятий учреждении образования и
культуры региона.
4.2 Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с ТМНР
Кадровые условия
Кадровое обеспечение- характеристика необходимой квалификации кадров
педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение
обучающегося с НОДА в системе школьного образования. Образовательная организация,
реализующая программу начального общего образования для обучающихся с НОДА,
должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками
имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификации работников МБОУ «Красногвардейская школа №2»,
реализующей основную образовательную программу начального общего образования для
обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности соответствует
квалификационным характеристикам и категории по соответствующей должности.

Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования современных
образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА.
В штат специалистов МБОУ «Красногвардейская школа №2», реализующей
варианты программы 6.4. для обучающихся с НОДА, входит учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, медицинский работник.
Учителя, реализующие адаптированные общеобразовательные программы на
основе ИП для обучающихся с ТМНР, имеют высшее образование специального профиля
и должны пройти повышение квалификации в области изучения и обучения детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития в объеме не менее 144 часов:
Педагоги-психологи, принимающие участие в реализации адаптированных
образовательных программ (вариант 6.4.), должны иметь высшее профессиональное
образование по одному из вариантов программ подготовки:
– по специальности «Специальная психология»;
– по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с
ОВЗ;
– по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
– по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое
образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки в области специальной психологии.
Учителя-логопеды должны иметь высшее профессиональное образование по
одному из вариантов программ подготовки:
– по специальности «Логопедия»;
– по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
– по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое
образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки в области логопедии.
Учитель адаптивной физической культуры должен иметь:
– высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без
предъявления требований к стажу работы;
– высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу
работы;
– среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и
спорта не менее 2 лет.
При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно
пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области адаптивной
физкультуры, подтвержденные сертификатом установленного образца.

Учитель музыки должен иметь высшее или среднее профессиональное образование
по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение
техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу
работы.
При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно
пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области коррекционной
педагогики, подтвержденные сертификатом установленного образца.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые
формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов
(педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с
НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной общеобразовательной программы НОО
для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку
беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов,
поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно
ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Материально-технические условия реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования детей с НОДА, а также соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда;
– своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-техническая
база
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования детей с НОДА должна
соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:
– участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция,
освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и
хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
– зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех
помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления
образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь,
освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных
занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности,
сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации
урочной и внеурочной учебной деятельности);
– помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального
зала, число читательских мест, медиатеки);
– помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том
числе горячих завтраков;
– помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным
искусством;
– актовому залу;
– спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию;
– помещениям для медицинского персонала;
– мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
– расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и
машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного
искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы,
носители цифровой информации).
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных
средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств
должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального
общего образования.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и
специфическим образовательным потребностям каждой категории обучающихся с НОДА.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования
каждой категории обучающихся с НОДА должна быть отражена специфика требований к:
– организации пространства, в котором обучается ребёнок с НОДА;
– техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию
(ассистивные средства и технологии);
- специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным
дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным
инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей и
позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта. Важным условием
реализации образовательной программы начального общего образования для детей с
тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) является возможность для

беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР к объектам инфраструктуры
образовательной организации. С этой целью на территории предусматриваются плавные
переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую
часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их
использования детьми с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорнодвигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, безпороговыми дверными
проемами (шириной не менее 90 см),
Рабочее / учебное место ребёнка с ТМНР создается индивидуально с учетом его
особых образовательных потребностей
При организации учебного места учитываются возможности и особенности
моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий
обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и
групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы
специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и
проведения свободного времени. С учетом того, что детей с ТМНР необходимо учить
занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается
обучающая деятельность.
Особенности восприятия детей с ТМНР диктуют необходимость использования
большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле
зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или
магнитные доски и др.
Содержание образования детей с ТМНР включает задачи, связанные с
формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи,
гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности
согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных
навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в
соответствующих помещениях.
Успешному образованию ребенка с ТМНР во многом способствуют технические
средства, к которым относятся ассистивные и вспомогательные технологии. Для
достижения ребенком большей независимости в передвижении, коммуникации и
облегчения доступа ребенка с ТМНР к образованию необходимо подобрать
вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него
нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства
аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).

К ассистивным технологиям относятся:
– индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки
и др.);
– приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
Помимо
вспомогательных
функций,
позволяющих
ребенку

получить

адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая
специализированные

компьютерные

инструменты

обучения)

дают

возможность

удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР, способствуют
мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда
возможности ребенка существенно ограничены.
Особые образовательные потребности детей с ТМНР вызывают необходимость
специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно
осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной
области «Язык» предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств
коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут
являться:
– специально подобранные предметы,
– графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий,
рисунков,

пиктограмм

и

др.,

а

также составленные

из

них

индивидуальные

коммуникативные альбомы),
– алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для
«глобального чтения»),
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для
развития вербальной (речевой) коммуникации с теми детьми, для которых она становится
доступной.
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование
разнообразного дидактического материала в виде:
– предметов различной формы, величины, цвета,
– изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
– оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку
различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
– программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого
выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
– калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с
окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с
использованием

традиционных

дидактических

средств,

с

применением

видео,

проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению
опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт
обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве
средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки,
расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и
др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Формирование представлений о

себе, своих возможностях происходит с

использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт
детей с ТМНР. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные
чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на
окружающую действительность. Специальный учебный и дидактический материал
необходим для образования детей с ТМНР в областях «Искусство» и «Технология».
Освоение

практики

изобразительной

деятельности,

художественного

ремесла

и

художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,
кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в
процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим
большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для
развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.
На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР
использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.),
театральным реквизитом, а также оснащение

актовых залов воспроизводящим,

звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Содержательная область «Адаптивная физическая культура» должна обеспечивать
обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования, даже если их
физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение
физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ),
так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными
нарушениями

развития,

включая

ортопедическими средствами) и др.

тренажеры,

специальные

велосипеды

(с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».