журналистика программа — старшая группа

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
Содержание программы.…….…………………………………………………………...7
Учебный план….…………...……………………………………………………………..9
Календарный учебный график.…………………………………………………………11
Организационно-педагогические условия……………………………………………..16
Формы аттестации……………………………………………………………………....17
Оценочные материалы…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………………..19

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Основы журналистики» является программой дополнительного образования детей
социально-гуманитарной направленности.
Нормативно-правовая база
Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:
− Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
− Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
− Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295).
− Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена
Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года).
− Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р).
− Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об
утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся
способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
− Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 ―Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
− Программа развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях
(письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09).
− Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 09-3564);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
− Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131ЗРК/2015 (раздел IV).
− Положение об объединениях дополнительного образования МБОУ «Красногвардейская школа
№2».
− Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
МБОУ
«Красногвардейская школа №2».
Направленность программы «Журналистика»:
− по содержанию является социально-педагогической;
− по функциональному предназначению - досуговой, учебно-познавательной;
− по форме организации – групповой;
− по времени реализации – годичной.
Новизна программы заключается в использовании современных образовательных
технологий, активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса:

4

проектная деятельность, групповые тренинги, развитие критического мышления, проблемное
обучение, наставничество старших над младшими, экскурсионная практика.
Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социальнотворческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков.
Коммуникативная направленность обучения даѐт обучающимся возможность общаться в процессе
работы редакции, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать
индивидуально и в коллективе.
Отличительной особенностью программы данной программы от уже существующих
прослеживаются в содержании учебного материала, в формах и методах работы, которые выбраны
с учѐтом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в
контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы
знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой
деятельности.
Педагогическая целесообразность определена тем, что направлена на развитие и
формирование у учащихся творческих способностей, удовлетворение индивидуальных
потребностей в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии,
формирование общей культуры на основе творческой созидательной деятельности в социуме,
профессиональной ориентации, социализации и личностного становления детей и подростков;
обогащением содержания на основе предметных и метапредметных компетенций в области
формирования современного уровня культуры, развитием креативного мышления и реализацией
творческого потенциала; актуализацией субъектного опыта, возможностью личностного
самоопределения и самореализации учащихся в процессе формирования общей культуры,
ориентацией в политических, социальных, правовых реалиях жизни общества.
Адресат программы: дети в возрасте 15-16 лет. По уровню освоения программы –
базовый уровень.
Цели программы: создание условий для информационно-нравственной компетенции
обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и
развития журналистских задатков.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить детей с историей журналистики.
 Развить навыки обучающихся применительно к газетно-издательской деятельности.
 Сформировать и закрепить умение организовывать поиск информации, необходимой для
выпуска газеты.
 Научить интерпретировать полученную информацию для дальнейшей работы.
 Сформировать умение планировать свою деятельность для достижения результата.
 Выработать способность анализировать информацию.
 Научить умению грамотно и эстетично оформлять результаты своей работы.
 Привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей
работе.
Развивающие:
 Способствовать развитию творчески активной личности
 Развить потребности осмысливать полученную информацию и использовать ее в
своей работе.
 Способствовать развитию умения организовать работу в коллективе над совместным
проектом.
 Способствовать развитию творческого воображения и художественного вкуса.
 Показать возможности использования компьютера в газетно-издательской
деятельности.
 Привить навыки самостоятельного мышления.

5



Развить внутренний потенциал каждого ребенка через его участие в смотрах и
конкурсах.
Воспитывающие:
 Содействовать обогащению опыта межличностного общения.
 Воспитать чувство личной ответственности за выполненную работу.
 Пробудить интерес ко всем сферам жизни и деятельности техникума.
 Воспитать способность к самореализации в современных условиях.
 Показать значение газетно-журнальной продукции для развития современного
общества.
Отличительная черта программы от существующих – это синтез методов и приемов
обучения. На занятиях курса проводится профориентация школьников. Содержание программы
стимулирует литературное творчество, развивающее воображение и внимание к слову, а именно:
1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например,
вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк»,
«Рецензия» и др.;
2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных
перед ними различного рода задач, в т. ч. и проблемного характера;
3) совершенствование рукописи с определѐнной точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия
основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или
самостоятельное редактирование);
4) рецензирование, в т.ч. взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных
учащимися работ;
5) сообщения учащихся как результат проведѐнных наблюдений над произведением
писателя, публициста;
6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады);
7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты
высказываний, альманахи на определѐнную тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в газете и т. п.).
Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями
программа преподавания журналистики предусматривает следующие виды занятий: лекции,
урок-семинар, диспут, практикум, круглый стол, практическая работа, пресс-конференция,
экскурсия, деловая и ролевая игра.
В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является
сотрудничество педагога, детей, родителей.
Срок реализации -1 год (34 учебные недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
академических часа. Всего 68 учебных часов в год.
Форма реализации программы очная, при необходимости заочная с применением
дистанционных технологий.
Обучение по программе предполагает использование индивидуальных и коллективных
занятий.
Формы организации учебной деятельности:
 групповая,
 индивидуально-групповая,
 лекция,
 практика.
Основная форма организации занятий – групповая. Групповые занятия предполагают:
- участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;
- анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний;
- сдача устных зачетов;
- выполнение тренировочных упражнений;
- выполнение заданий с использованием видеофильмов и компьютерных программ.

6

Зачисление детей в объединение осуществляется до 10 сентября без наличия медицинских
заключений о состоянии здоровья и по заявлению родителей. Планируемые результаты
освоения старшей группой программы «Журналистика»:
1) к концу реализации программы обучающиеся должны владеть основными
теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической
работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности:
Исследовательская и собственно журналистская деятельность:

поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для
подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной
теме и определение хода дальнейшей работы над нею;

«полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для
подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к
другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);

формирование замысла будущей публикации, составление плана;

реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание
журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и
компонентов (иллюстративного и других материалов).
Организаторская деятельность: (привлечение к сотрудничеству различных слоев
общественности):

определение круга представителей общественности, которых целесообразно
привлекать к подготовке публикаций и установление контактов с ними;

обеспечение выражения в издании мнений широких слоев аудитории по актуальным
темам (проведение опросов, обсуждений и др.);
• работа с редакционной почтой и читательскими обращениями.
Редакторская деятельность: (приведение предназначенных к публикации материалов в
соответствие с требованиями, нормами, принятыми в издании):

оценка степени готовности материала к печати;

редактирование, литературная правка печатного текста.
Проектная деятельность:

участие в разработке макета газетного номера, рубрики, авторского проекта и т. д.;

планирование собственной работы;

участие в коллективном планировании редакционной работы и анализе ее
результатов (редакционные «летучки» и другие формы совместной рефлексии).
Производственно-технологическая деятельность: (макетирование издания, подготовка
текстов к печати, работа с ретранслируемой информацией):

участие в разработке макета будущего издания;

подготовка текстов и иллюстраций к печати;

набор материала на компьютере;

подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор,
компоновка материалов полученных из различных источников — справочники, энциклопедии,
Интернет, службы изучения общественного мнения и т. д.);

участие в верстке и оформлении номера;
2.
результатом освоения перечисленных видов деятельности становится выпуск газеты
с использованием различных жанров, выразительных средств русского языка, фотоматериалов,
иллюстраций, а также знаний, полученных в ходе обучения основам дизайна и верстки. Каждый из
номеров выпускаемой газеты представляет собой отдельный проект, позволяющий проводить
мониторинг полученных знаний, умений и навыков обучающихся, корректировать дальнейшую
образовательную деятельность;
3.
в ходе реализации программы в рамках совместной деятельности происходит:

7

изучение и диагностика индивидуальных особенностей подростков (изучение их
интересов, потребностей и т. д.);

предупреждение и преодоление проблем поведения и обучения;

преодоление мировоззренческих стереотипов;

развитие социальной активности и умения работать в единой творческой группе,
коллективе;

устранение конфликтов в сфере общения со сверстниками и взрослыми (в том числе
в общение с родителями);

поиск путей
развития, творческой
реализации и профессионального
самоопределения подростка;

формирование ценностного отношения к окружающему миру и обществу;

социальная защита отдельных ребят и группы от проблем, которые могут иметь
жизненно важное значение;
4)
высокая социальная активность выпускников детского творческого объединения
(поступление на факультеты журналистики, сотрудничество с другими редакциями и
общественными организациями, волонтерская деятельность);
5) повышение уровня социальной культуры подростков за счет вовлечения в процесс
социального проектирования.
Способы проверки результатов освоения программы: основная форма проверки –
мониторинг печатного издания. Другие способы проверки реализации программы заключаются в
издании ученической газеты, участии в воспитательных школьных мероприятиях, конкурсах
муниципального и республиканского уровня и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Инструкция по ТБ.
1 РАЗДЕЛ Художественно-техническое оформление издания
1.1. Структура издания
Теория. Формат издания и количество колонок. Виды формата и
постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его
роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
Шрифтовое оформление. Типичные ошибки при использовании шрифтов.
Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.
Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объѐм, формат,
адресность, прочее.
Практика. Беседа с элементами практики, работа с изданиями.
Экскурсия в редакции СМИ.
1.2. Делаем газету
Теория. Знакомство с понятиями «макет» и «вѐрстка». Приѐмы
макетирования. Вѐрстка, еѐ основные правила. Виды вѐрстки.
Вѐрстка статьи. Форма текста.
Размер материала. Композиция полосы: принципы зрительного
предпочтения, равновесия, приѐмы выделения материала на полосе. Роль
врезки на полосе. Первая страница, еѐ типы.
Практика. Работа со справочной литературой. Экскурсия в
типографию. Разработка постраничного графического макета номера газеты.
1.3. Заголовки и иллюстрации
Теория. Роль и функции фотоиллюстраций. Наполнение номера
фотографиями. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения и
ошибки в заголовках. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам.
Практика. Беседа с элементами практики. «Круглый стол» дизайнера.

8

Работа с изданиями.
1.4. Типы и виды школьных газет
Теория. Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета».
Приложение. Фигурная, объѐмная газета. Уикендовый номер. Школьная
газета и веб-сайт.
Практика. Беседа с элементами практики. Творческая работа по
созданию газет. Обсуждение материалов школьных газет. Поиск школьных
изданий в Интернете.
1.5. Итоговое занятие
Практика. Ученическая конференция.
2 РАЗДЕЛ. Редакционно-издательская деятельность
2.1. Особенности журналистского труда. Редакция, редакционный
коллектив
Теория. Особенности работы малой редакции. Школьная редакция. Кто
и что делает в редакции. Творческая и техническая части редакции, их
функции. Редакционный портфель. Работа над концепцией газеты. Прессдокументы и прессмероприятия. Редакционные кампании.
Практика. Деловая игра. Творческая лаборатория.
2.2. Редактирование материалов разных форм и жанров
Теория. Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели
правки текста и еѐ виды: сокращение, рубка хвоста, переделка, прочее.
Требования к журналистскому (авторскому) материалу.
Практика. Семинар.
2.3. Реклама в редакционно-издательской деятельности
Теория. Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании.
Создание рекламного текста, его язык (экологическая, социальная реклама,
еѐ виды).
Практика. Беседа с элементами практики, семинар, «круглый стол».
2.4. Итоговое занятие
Практика. Ученическая конференция.
Возможные мероприятия
• Деловая игра «Редакционный коллектив» – создание редакции.
• Семинар на тему «Реклама в СМИ: вред или польза?».
• Практикум по редактированию. Работа по принципу переделки:
чужую заметку переделать в интервью и, наоборот, интервью сделать
заметкой.

9

№
п/п
1.
1.1

Название раздела, темы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Всего Теория Практика

Художественно-техническое
31
оформление издания
Вводное занятие. Инструкция по
1
Т/Б.

15

16

1

-

1.2

Структура издания

7

4

3

1.3

Делаем газету

6

4

2

8

3

5

7

3

4

2

-

2

Заголовки и иллюстрации
1.4
Типы и виды школьных газет
1.5
1.6
2.

Итоговое занятие
Редакционно-издательская
деятельность .

37

10

Фронтальный опрос
Опрос, практическая
работа, творческая
работа
Опрос, практическая
работа, творческая
работа
Опрос, практическая
работа, творческая
работа
Опрос, практическая
работа, творческая
работа
Защита проекта

27

2.1

Особенности журналистского
труда, редакционный коллектив,
редакция

7

3

4

2.2

Редактирование материалов
разных форм и жанров

23

5

18

2.3

Реклама в
редакционноиздательской
деятельности

4

2

2

2.4

Итоговое занятие

3

-

3

68

25

43

ИТОГО:

Формы
аттестации/контроля

Контроль за
выполнением
тренировочных
упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочных
упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочных
упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочных
упражнений

10

Календарный учебный график
занятий старшей группы «Журналистика» (базовый уровень)
Вре
Тема
занятия
мя
Дата
Дата
Коли
пров
№ провед проведе
честв
еден Форма занятия
п/п
ения
ния
о
ия
часов
(план) (факт)
заня
тия
Вводное занятие.
15:10 групповое
1
1.
Инструкция по Т/Б.
Структура издания
Формат издания и
количество колонок.
Виды формата и
постоянные элементы
издания (полоса,
15:10 групповое
1
2. 2
колонтитул и др.).
Колонтитул и его
роль в издании.

3. 3

4. 4

5. 5

6. 6
7. 7
8. 8

15:10

лекция

15:10 индивидуальногрупповое
15:10

групповое

15:10

групповое

15:10

лекция

15:10

групповое

1

Композиция издания:
вертикальная и
горизонтальная.
Шрифтовое
оформление.
Типичные ошибки
при использовании
шрифтов.
Дизайн издания как
первооснова его макета.
Художественное
оформление.
Типология издания:
периодичность
выпуска, тираж,
объѐм, формат,
адресность, прочее.
Беседа с элементами
практики, работа с
изданиями.
Экскурсия в редакции
СМИ.

1

Экскурсия в редакции
СМИ.

1

1

1

1

Делаем газету

Мест
о
пров
еден
ия

Форма
контроля

Каб. Фронтальный
опрос
№3

Каб. Фронтальный
опрос
№3

Каб. Фронтальный
опрос
№3

Каб. Фронтальный
опрос
№3
Каб.
№3

-

Каб. Практическая
работа
№3
Каб.
№3
Каб. Фронтальный
опрос
№3

11

9. 9

10. 1
0

15:10

лекция

15:10

групповое

11. 1
1

15:10

лекция

12. 1
2

15:10

групповое

13. 1
3

15:10

групповое

14. 1
4

15:10

групповое

1

1

1

1

1

1

Теория. Знакомство с
понятиями «макет» и
«вѐрстка». Приѐмы
Каб.
макетирования. Вѐрстка,
№3
еѐ основные правила.
Виды вѐрстки.
Вѐрстка статьи. Форма
текста.
Размер материала.
Композиция полосы:
принципы зрительного
предпочтения,
равновесия, приѐмы
выделения материала
на полосе. Роль
врезки на полосе.
Первая страница, еѐ
типы.
Практика. Работа со
справочной
литературой.
Разработка
постраничного
графического макета
номера газеты.

-

Каб.
№3

-

Каб.
№3

-

Каб. Проверочное
задание
№3
Каб.
№3

-

Каб. Проверочное
задание
№3

Заголовки
15. 1
5

15:10

групповое

16. 1
6

15:10

17. 1
7

15:10 индивидуальногрупповое

групповое

18. 1
8

15:10

19. 1
9

15:10 индивидуальногрупповое

групповое

1

1

1

1

1

Роль и функции
фотоиллюстраций.
Наполнение номера
фотографиями.
Заголовок, его основные
функции и виды.
Сокращения и
ошибки в заголовках.
Работа с цветом.
Подготовка подписей к
снимкам
Беседа с элементами
практики. «Круглый
стол» дизайнера.
Практическая работа.
Создание
фотоиллюстраций.

Каб.
№3

-

Контроль за
Каб. выполнением
№3 тренировочны
х упражнений
Контроль за
Каб. выполнением
№3 тренировочны
х упражнений
Контроль за
Каб. выполнением
№3 тренировочны
х упражнений
Контроль за
Каб. выполнением
№3 тренировочны
х упражнений

12

20. 2
0

15:10

групповое

1

21. 2
1

15:10

лекция

1

22. 2
2

15:10

лекция

1

Практическая работа.
Создание
фотоиллюстраций.

Контроль за
Каб. выполнением
№3 тренировочны
х упражнений

Наполнение номера
фотографиями.
Практика
Наполнение номера
фотографиями.
Практика

Каб.
№3

-

Каб.
№3

-

Типы и виды школьных газет

23. 2
3

индивидуа
15:10 льногрупповое

24. 2
4

индивидуа
15:10 льногрупповое

1

1

1

25. 2
5

15:10

индивидуа
льногрупповое

26. 2
6

15:10

индивидуа
льногрупповое

1

27. 2
7

15:10

индивидуа
льногрупповое

28. 2
8

Типы и виды школьных
газет
Боевой листок. «Молния».
Фотогазета. «Живая
газета».
Фигурная, объѐмная газета.
Уикендовый номер.

Школьная
газета и веб-сайт.

Каб.
№3

Каб.
№3
Каб.
№3

Практика. Изучение
школьных газет и вебсайтов в сети Интернет.

Каб.
№3

1

Обсуждение материалов
школьных газет.

Каб.
№3

15:10 групповое

1

Обсуждение материалов
школьных газет.

Каб.
№3

29. 2
9

15:10 групповое

1

30. 3
0

индивидуа
15:10 льногрупповое

1

индивидуа
льногрупповое

1

31. 3
1

15:10

15:10
32. 3
2

15:10 индивидуа
льно-

1

Творческая работа по
созданию газет.
Итоговое занятие.
Ученическая конференция.

Каб.
№3
Каб.
№3

Итоговое занятие.
Ученическая конференция.

Каб.
№3

Особенности
журналистского труда.
Особенности работы малой
редакции. Школьная

Каб.
№3
Каб.

Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Практический
показ
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений

Контроль за
выполнением

13

групповое

редакция. Кто
и что делает в редакции.
Редакционные кампании.

33. 3
3

15:10 групповое

1

34. 3
4

15:10 групповое

1

35. 3
5

15:10

индивидуа
льногрупповое

1

36. 3
6

15:10 групповое

37. 3
7
38. 3
8
39.

40. 3
9

Творческая и техническая
части редакции, их
функции. Редакционный
портфель.
Работа над концепцией
газеты.
Работа над концепцией
газеты.

№3

тренировочны
х упражнений

Каб.
№3

Практический
показ

Каб.
№3

Практический
показ
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений

Каб.
№3

1

Прессдокументы и прессмероприятия.
Редакционные кампании.

Каб.
№3

индивидуа
15:10 льногрупповое

1

Деловая игра. Творческая
лаборатория

Каб.
№3

15:10 групповое

1

Деловая игра. Творческая
лаборатория
Редактирование материалов
разных форм и жанров

Каб.
№3

15:10
индивидуа
15:10 льногрупповое

1

Теория. Общее понятие о
редактировании.
Редакторская правка.
Цели
правки текста и еѐ виды:
сокращение, рубка хвоста,
переделка, прочее.

Практический
показ
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Практический
показ

Каб.
№3
Каб.
№3

Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений

Каб.
№3

Практический
показ

Каб.
№3

Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений

41. 4
0

15:10 групповое

42. 4
1

15:10 лекция

43. 4
2

15:10

индивидуа
льногрупповое

1

Семинар редакторов.

Каб.
№3

44. 4
3

15:10 групповое

1

Как взять интервью?
Подготовка вопросов

Каб.
№3

Практикум

45. 4
4

15:10

индивидуа
льногрупповое

1

Культура поведения при
интервьюировании.

Каб.
№3

Практический
показ

46. 4
5

15:10 групповое

1

Каб.
№3

Практикум

47. 4

15:10 индивидуа

1

Каб.

Контроль за

1

1

Требования к
журналистскому
(авторскому) материалу.

Интервьюирование.
Практика
Написание интервью.

14

6

льногрупповое

48. 4
7

15:10 групповое

1

Групповое редактирование.

49. 4
8

15:10 групповое

1

Сбор информации для
написания статьи.

50. 4
9

15:10 лекция

1

Сбор информации для
написания статьи.

Каб.
№3
Каб.
№3
Каб.
№3

51. 5
0

индивидуа
15:10 льногрупповое

1

Написание
информационных статей.

Каб.
№3

52. 5
1

15:10 групповое

1

53. 5
2

15:10 групповое

1

Групповое редактирование
статьи.
Сбор информации для
репортажа.

54. 5
3

15:10 групповое

1

Каб.
№3
Каб.
№3
Каб.
№3

55. 5
4

индивидуа
15:10 льногрупповое

1

56. 5
5

15:10 групповое

1

№3

57. 5
6

15:10 групповое

1

58. 5
7

15:10 лекция

1

59. 5
8

15:10 групповое

1

60. 5
9

индивидуа
15:10 льногрупповое

61. 6
0

15:10 групповое

62. 6
1

15:10

Сбор информации для
репортажа.

выполнением
тренировочны
х упражнений
Практический
показ
Практический
показ
Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Практикум
Практикум
Практикум

Написание репортажа.

Каб.
№3

Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений

Групповое редактирование
репортажа.

Каб.
№3

Практикум

Написание заметки.

Каб.
№3

Групповое редактирование.
Журналистское
расследование. Изучение
газет и журналов.

Каб.
№3

Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений
Практический
показ

Каб.
№3

Практикум

1

Журналистское
расследование. Изучение
газет и журналов.

Каб.
№3

Контроль за
выполнением
тренировочны
х упражнений

1

Сбор информации для
написания журналистского
расследования.

Каб.
№3

Практикум.

индивидуа
льногрупповое

1

Сбор информации для
написания журналистского
расследования.

63. 6
2

15:10 групповое

1

Знакомство с историей
рекламы.

64. 6
3

15:10 индивидуа
льно-

1

Реклама в школьном
издании.

Контроль за
Каб. выполнением
№3 тренировочны
х упражнений
Каб.
Практикум
№3
Каб.
Практикум
№3

15

групповое

65. 6
4
66. 6
5
67. 6
6

индивидуа
льногрупповое
индивидуа
15:10 льногрупповое
15:10 групповое
15:10

Создание рекламного текста,
его язык (экологическая,
социальная реклама,
еѐ виды).

1

Круглый стол «За и против
рекламы»

Каб.
№3

Практикум

1

Создание рекламного текста

Каб.
№3

Практикум

1

Презентация своих работ.

68. 6
7

15:10 групповое

1

Презентация своих работ.

69. 6
8

15:10 групповое

1

Итоговое занятие.

Каб.
№3
Каб.
№3
Каб.
№3

Практический
показ
Практический
показ
Практический
показ

16

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Педагог общается с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к
делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и
веселья, побуждает их к творчеству. В целях создания положительной мотивации используются
игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Для реализации данной программы имеются методические, наглядные, дидактические
пособия. Методические материалы включают в себя:
- методические пособия и учебные пособия по обучению журналистике;
- литература по культуре речи и этикету;
- словари терминов;
- описание техники безопасности.
Дидактические материалы:
- иллюстрации;
- фотографии;
- газеты;
- журналы.
Перечень учебно-методического обеспечения
- кабинет №2;
- учебники, методические пособия по культуре речи;
- ноутбук;
- столы и парты.
Кадровые условия: педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям
квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника.

17

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная и итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся
производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга, который
проводится в нескольких направлениях:
1.В начале и в конце года оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На
основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий) и
заносится в таблицу.
Главными критериями оценки является уровень творческой активности подростка: количество
журналистских материалов, выполненных работ, участию в конкурсах детско-юношеской
журналистики и др.
2.Оценка уровня сформированности ключевых компетенций: коммуникативной, информационной,
компетентность в решении проблем.
3.Оценка личностного роста обучающегося: коммуникабельность, умение работать и
взаимодействовать с окружающими, проявление позитивных личностных качеств.
Для определения эффективности обучения по программе «Журналистика» проводятся три вида
контроля:
- вводный контроль – в начале года (тесты, педагогическое наблюдение практических умений,
тренинг);
- промежуточная аттестация – в середине года (творческая работа, деловая, ролевая игра);
- итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (творческое дело, беседа, проект).
Освоение программы «Журналистика» должно привести ребенка к уверенному овладению
навыками журналистской деятельности и умению продемонстрировать их на практике, к
накоплению богатого социального опыта, навыкам, к осознанию автономности своей личности со
стабильной ориентацией на успех.
Формы определения результативности
Данные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психологопедагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ документации, анализ
продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы
контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в
ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и
вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода
освоения программы.
Результативность на уровне информационно-когнитивном выявляется с применением различных
игровых методик и методик контроля усвоения знаний и навыков (тесты, кроссворды, конкурсы,
викторины и т.д.), наблюдение за творческими достижениями и оформление их в портфолио
обучающегося, деловые игры и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы
Качество подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения.
Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат обучающимся усвоение и
закрепление знаний, умений и навыков.
Формами подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Журналистика»
являются: фотовыставки, авторские материалы, участие в районных и республиканских конкурсах
детско-юношеской журналистики, конкурсах непрофессиональной социальной рекламы,
фестивалях детских и юношеских СМИ, конференциях, литературно-деловых играх, творческих
отчетах, видеопрезентациях, смотров-конкурсов, выставки печатной продукции, реализация
социальных проектов.

18

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам выпуска газеты на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной
шкале:
Оценка
Критерии оценивания
5 («отлично»)
Написание статьи в соответствии с жанром и
публицистическим стилем, образность речи, оформление на
высоком уровне, владение лексическим и грамматическим
уровнем языка. Признаки авторского стиля.
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)

Возможное допущение незначительных ошибок при
написании
статьи,
но
соблюдение
жанровых
и
стилистических особенностей. Владение культурой речи.
Написание статьи с большим количеством недочетов,
отсутствие образности речи, оформление согласно
требованиям жанра. Возможно отсутствие авторского стиля,
сухое изложение материала.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой
посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать
над собой.
Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
учащимися знаний, умений и навыков.
В течение учебного года, после выполнения заданий заполняется таблица:

№
1
2

3

4
5
6
7

Диагностика приобретенных знаний и навыков на занятиях кружка
«Журналистика»
Параметры
ФИО ребенка
Начало года Середина года
Конец года
Интерес, потребность
в журналистике
Умение работать с
поисковым
материалом
Умение работать во
время
интервьюирования
Умение оформить
статью
Культура речи
Богатство лексики
Авторский подход,
стиль

19

Список использованной литературы
1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.:
Лениздат, 1971.
2. Ворошилов, В.В. История журналистики России : конспекты лекций/ В.В.
Ворошилов. – СПб., 2012.
3. Водчиц С. С. Эстетика книжных пропорций. – М., 1997. – 248 с.
4. Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и
журнала: учеб. пособие. – М., 2003. – 224 с.
5. Волкова В. В. Дизайн рекламы: учеб. пособие. – М., 1999. – 144 с.
6. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., 1984. –
С. 88–151.
7. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие.
– М., 2005. – 214 с.
8. Дизайн периодических изданий / под ред. Э. А. Лазаревич. – 2004. – 152 с
Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров /
Е.И. Журбина, - М., 1969.
9. Попов, А.А. Производство и оформление газеты / А.А. Попов, П.С. Гуревич. –
М., 1986.
10. Стилистика газетных жанров / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2001.
11. Табашников И. Н. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994. – С. 8–104.
12. Тулупов В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. –
Воронеж, 2000. – 336 с.
13. Тулупов В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс
лекций. – Воронеж, 2005. – 202 с.
14. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. – М., 2000.
15. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет,
журналов и книг. – М., 1984. – 107 с.
16. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г.
Павлово, 2002.
17. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр / М.И. Шостак. – М., 1997


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».