2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………………..3 Содержание программы.…….…………………………………………………………...7 Учебный план….…………...……………………………………………………………..9 Календарный учебный график.…………………………………………………………11 Организационно-педагогические условия……………………………………………..17 Формы аттестации……………………………………………………………………....18 Оценочные материалы…………………………………………………………………..19 Список использованной литературы…………………………………………………..20 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Основы журналистики» является программой дополнительного образования детей социально-гуманитарной направленности. Нормативно-правовая база Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов: − Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». − Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295). − Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года). − Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р). − Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». − Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №38; − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 ―Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». − Программа развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09). − Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 09-3564); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242). − Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131ЗРК/2015 (раздел IV). − Положение об объединениях дополнительного образования МБОУ «Красногвардейская школа №3» − Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБОУ «Красногвардейская школа №3» Направленность программы «Журналистика»: − по содержанию является социально-педагогической; − по функциональному предназначению - досуговой, учебно-познавательной; − по форме организации – групповой; − по времени реализации – годичной. Новизна программы заключается в использовании современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса: 4 проектная деятельность, групповые тренинги, развитие критического мышления, проблемное обучение, наставничество старших над младшими, экскурсионная практика. Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социальнотворческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков. Коммуникативная направленность обучения даѐт обучающимся возможность общаться в процессе работы редакции, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать индивидуально и в коллективе. Отличительной особенностью программы данной программы от уже существующих прослеживаются в содержании учебного материала, в формах и методах работы, которые выбраны с учѐтом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности. Педагогическая целесообразность определена тем, что направлена на развитие и формирование у учащихся творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, формирование общей культуры на основе творческой созидательной деятельности в социуме, профессиональной ориентации, социализации и личностного становления детей и подростков; обогащением содержания на основе предметных и метапредметных компетенций в области формирования современного уровня культуры, развитием креативного мышления и реализацией творческого потенциала; актуализацией субъектного опыта, возможностью личностного самоопределения и самореализации учащихся в процессе формирования общей культуры, ориентацией в политических, социальных, правовых реалиях жизни общества. Адресат программы: дети в возрасте 12-14 лет. По уровню освоения программы – стартовый. Цели программы: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков. Задачи: Обучающие: Познакомить детей с историей журналистики. Развить навыки обучающихся применительно к газетно-издательской деятельности. Сформировать и закрепить умение организовывать поиск информации, необходимой для выпуска газеты. Научить интерпретировать полученную информацию для дальнейшей работы. Сформировать умение планировать свою деятельность для достижения результата. Выработать способность анализировать информацию. Научить умению грамотно и эстетично оформлять результаты своей работы. Привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей работе. Развивающие: Способствовать развитию творчески активной личности Развить потребности осмысливать полученную информацию и использовать ее в своей работе. Способствовать развитию умения организовать работу в коллективе над совместным проектом. Способствовать развитию творческого воображения и художественного вкуса. Показать возможности использования компьютера в газетно-издательской деятельности. Привить навыки самостоятельного мышления. Развить внутренний потенциал каждого ребенка через его участие в смотрах и конкурсах. Воспитывающие: Содействовать обогащению опыта межличностного общения. 5 Воспитать чувство личной ответственности за выполненную работу. Пробудить интерес ко всем сферам жизни и деятельности техникума. Воспитать способность к самореализации в современных условиях. Показать значение газетно-журнальной продукции для развития современного общества. Отличительная черта программы от существующих – это синтез методов и приемов обучения. На занятиях курса проводится профориентация школьников. Содержание программы стимулирует литературное творчество, развивающее воображение и внимание к слову, а именно: 1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например, вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк», «Рецензия» и др.; 2) самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в т. ч. и проблемного характера; 3) совершенствование рукописи с определѐнной точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование); 4) рецензирование, в т.ч. взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных учащимися работ; 5) сообщения учащихся как результат проведѐнных наблюдений над произведением писателя, публициста; 6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады); 7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты высказываний, альманахи на определѐнную тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в газете и т. п.). Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания журналистики предусматривает следующие виды занятий: лекции, урок-семинар, диспут, практикум, круглый стол, практическая работа, пресс-конференция, экскурсия, деловая и ролевая игра. В учебно-воспитательном процессе определяющим и гармоничным моментом является сотрудничество педагога, детей, родителей. Срок реализации -1 год (34 учебные недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Всего 68 учебных часов в год. Форма реализации программы очная, при необходимости заочная с применением дистанционных технологий. Обучение по программе предполагает использование индивидуальных и коллективных занятий. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуально-групповая, лекция, практика. Основная форма организации занятий – групповая. Групповые занятия предполагают: - участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем; - анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний; - сдача устных зачетов; - выполнение тренировочных упражнений; - выполнение заданий с использованием видеофильмов и компьютерных программ. Зачисление детей в объединение осуществляется до 10 сентября по заявлению родителей. Планируемые результаты освоения младшей группой программы «Журналистика»: к концу реализации программы обучающиеся должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности: Исследовательская и собственно журналистская деятельность: 6 поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею; «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем); формирование замысла будущей публикации, составление плана; реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного и других материалов). Организаторская деятельность: (привлечение к сотрудничеству различных слоев общественности): определение круга представителей общественности, которых целесообразно привлекать к подготовке публикаций и установление контактов с ними; обеспечение выражения в издании мнений широких слоев аудитории по актуальным темам (проведение опросов, обсуждений и др.); • работа с редакционной почтой и читательскими обращениями. Редакторская деятельность: (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в издании): оценка степени готовности материала к печати; редактирование, литературная правка печатного текста. Проектная деятельность: участие в разработке макета газетного номера, рубрики, авторского проекта и т. д.; планирование собственной работы; участие в коллективном планировании редакционной работы и анализе ее результатов (редакционные «летучки» и другие формы совместной рефлексии). Производственно-технологическая деятельность: (макетирование издания, подготовка текстов к печати, работа с ретранслируемой информацией): участие в разработке макета будущего издания; подготовка текстов и иллюстраций к печати; набор материала на компьютере; подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор, компоновка материалов полученных из различных источников — справочники, энциклопедии, Интернет, службы изучения общественного мнения и т. д.); участие в верстке и оформлении номера. Результатом освоения перечисленных видов деятельности становится выпуск газеты с использованием различных жанров, выразительных средств русского языка, фотоматериалов, иллюстраций, а также знаний, полученных в ходе обучения основам дизайна и верстки. Каждый из номеров выпускаемой газеты представляет собой отдельный проект, позволяющий проводить мониторинг полученных знаний, умений и навыков обучающихся, корректировать дальнейшую образовательную деятельность; В ходе реализации программы в рамках совместной деятельности происходит: изучение и диагностика индивидуальных особенностей подростков (изучение их интересов, потребностей и т. д.); предупреждение и преодоление проблем поведения и обучения; преодоление мировоззренческих стереотипов; развитие социальной активности и умения работать в единой творческой группе, коллективе; устранение конфликтов в сфере общения со сверстниками и взрослыми (в том числе в общение с родителями); 7 поиск путей развития, творческой реализации и профессионального самоопределения подростка; формирование ценностного отношения к окружающему миру и обществу; социальная защита отдельных ребят и группы от проблем, которые могут иметь жизненно важное значение. Высокая социальная активность выпускников детского творческого объединения (поступление на факультеты журналистики, сотрудничество с другими редакциями и общественными организациями, волонтерская деятельность); Повышение уровня социальной культуры подростков за счет вовлечения в процесс социального проектирования. Способы проверки результатов освоения программы: основная форма проверки – мониторинг печатного издания. Другие способы проверки реализации программы заключаются в издании ученической газеты, участии в воспитательных школьных мероприятиях, конкурсах муниципального и республиканского уровня и т.п. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I Раздел. Основы журналистики 1. Вводное занятие. Инструкция по Т/Б Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Правила Т/Б. Теория: - Проведение инструктажа по т/б. Практика: - Выявление общественного мнения, чем заниматься. 2. Общее понятие о журналистике. Теория: - Беседа на тему «Что такое журналистика». Практика: - Сравнение печатных СМИ, выявление общих элементов. 3.Возникновение и развитие журналистики. Теория: история возникновения и развития журналистики. Практика: -. 4. Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент). Теория: - Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент). Практика: - Анкета. Кем я себя вижу в редакции. 5. История развития местной журналистики. Теория: - печатные издания Красногвардейского района. Практика: - Сравнение Печатных издании Красногвардейского района. 6. Словарь терминов для начинающих журналистов: Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др. Теория: - Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др. Практика: - Составление словаря. II Раздел Основы газетного дела 1. Словарь терминов для начинающих газетчиков: Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др. Теория: - Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, 8 курсив, концепция, лид, логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет, разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др. Практика: - Составление словаря. 2. Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты. Теория: - Этапы подготовки газетного материала. Практика: - Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. 3. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). Теория: - составление плана, написание черновика и корректирование плана. Практика: - Выпуск школьной газеты. 10. Деловая игра «Редакция» Теория: - Как распределить обязанности. Практика: - Деловая игра «Редакция». III Раздел Основные жанры журналистики 11. Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз. Теория: - Хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз. Практика: - Написание сообщения в определенном жанре. 12. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация. Теория: - Отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация. Практика: - написание собственных работ. 13. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. Теория: - Очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. Практика: - написание собственных работ. 14. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). Теория: Практика: - Выпуск школьной газеты. 9 № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Основы журналистики 12 6 6 Вводное занятие. Инструкция по 2 1 1 Т/Б. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. 2 1 1 Общее понятие о журналистике. Возникновение и развитие журналистики. 2 1 1 Формы аттестации/контроля Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос 1.4 1.5 1.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент). История развития местной журналистики. Словарь терминов для начинающих журналистов: аббревиатура, абзац, аннотация, библиография, жанр и др. Основы газетного дела Словарь терминов для начинающих газетчиков Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). Деловая игра «Редакция» Основные жанры журналистики Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз. Аналитические жанры: отчет, 2 1 1 2 1 1 Фронтальный опрос Фронтальный опрос 2 1 1 28 5 23 2 1 1 6 1 5 14 2 12 6 1 5 28 6 22 Контроль за выполнением тренировочных упражнений Контроль за выполнением тренировочных упражнений Контроль за выполнением тренировочных упражнений Контроль за выполнением тренировочных упражнений Практический показ 8 2 6 8 2 6 Практический показ 10 3.3 3.4 ИТОГО: корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация Художественнопублицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана). Практический показ 6 2 4 Практический показ 6 - 6 68 17 51 11 Календарный учебный график занятий младшей группы «Журналистика» (стартовый уровень) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Форма занятия Кол ичес тво часо в 16.10 лекция 1 16.10 групповое 1 Время Дата Дата проведе проведен проведен ния ия (план) ия (факт) занятия 16.10 лекция 16.10 индивидуал ьногрупповое групповое 16.10 групповое 16.10 лекция 16.10 групповое 16.10 лекция 16.10 групповое 16.10 лекция 16.10 групповое 16.10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема занятия Вводное занятие. Инструкция по Т/Б. Чем занимаются журналисты в школе? Мест о Форма пров контроля еден ия Каб. Фронтальный опрос №3 Каб. Фронтальный опрос №3 Знакомство с целями, задачами курса, формами Каб. Фронтальный работы. опрос №3 Общее понятие о журналистике. Сравнение печатных Каб. Фронтальный СМИ, выявление общих опрос №3 элементов. Возникновение и развитие Каб. журналистики. №3 Возникновение и развитие Каб. Практическая журналистики. работа №3 Основные специальности журналиста Каб. (корреспондент, репортер, №3 комментатор, фотокорреспондент). Основные специальности журналиста Каб. Фронтальный (корреспондент, репортер, опрос №3 комментатор, фотокорреспондент). История развития местной Каб. журналистики. №3 История развития местной Каб. журналистики. №3 Словарь терминов для начинающих Каб. журналистов: аббревиатура, абзац, №3 аннотация, библиография, жанр и др. Словарь терминов для Каб. Проверочное начинающих журналистов: задание №3 аббревиатура, абзац, 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 16.10 групповое 16.10 групповое 1 аннотация, библиография, жанр и др. Словарь терминов для начинающих газетчиков 1 Словарь терминов для начинающих газетчиков 16.10 групповое 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 1 16.10 лекция 1 16.10 лекция 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 Каб. №3 Каб. Проверочное задание №3 Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение Каб. обязанностей, создание №3 макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты. Этапы подготовки Контроль за Каб. выполнением материала школьной газеты. №3 тренировочны х упражнений Этапы подготовки Контроль за Каб. выполнением материала школьной газеты. №3 тренировочны х упражнений Этапы подготовки Контроль за Каб. выполнением материала школьной газеты. №3 тренировочны х упражнений Этапы подготовки Контроль за Каб. выполнением материала школьной газеты. №3 тренировочны х упражнений Этапы подготовки Контроль за Каб. материала школьной выполнением газеты. №3 тренировочны х упражнений Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ Каб. фактов и составление №3 плана, написание черновика и корректирование плана). Каб. Как работать редактором. №3 Контроль за Каб. выполнением Сбор фактов для написания статьи. №3 тренировочны х упражнений Сбор фактов для Контроль за Каб. написания статьи. выполнением №3 тренировочны х упражнений 13 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 групповое 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Написание Контроль за Каб. выполнением информационных статей. №3 тренировочны х упражнений Контроль за Каб. выполнением Индивидуальное написание статей. №3 тренировочны х упражнений Групповое редактирование Каб. Практический статей. показ №3 Контроль за Каб. Написание выполнением информационных статей. №3 тренировочны х упражнений Написание Контроль за Каб. информационных статей. выполнением №3 тренировочны х упражнений Контроль за Индивидуальное Каб. выполнением редактирование №3 тренировочны написанных статей. х упражнений Контроль за Индивидуальное Каб. выполнением редактирование №3 тренировочны написанных статей. х упражнений Групповое редактирование Каб. Практический статей. показ №3 Групповое редактирование Каб. Практический статей. показ №3 Контроль за Каб. выполнением Деловая игра «Редакция» №3 тренировочны х упражнений Деловая игра «Редакция» Каб. Практический показ №3 Контроль за Каб. выполнением Деловая игра «Редакция» №3 тренировочны х упражнений Каб. Практический Деловая игра «Редакция» показ №3 Деловая игра «Редакция» Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Написание информационных статей. 14 40 41 42 43 44 45 16.10 групповое 16.10 лекция 16.10 индивидуал ьногрупповое 16.10 групповое 16.10 индивидуал ьногрупповое 16.10 групповое индивидуал ьногрупповое 46 16.10 47 16.10 групповое 48 49 50 51 52 53 Деловая игра «Редакция» 1 Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, Каб. репортаж, интервью, №3 комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз. 1 Написание заметки. 1 Групповое редактирование. 1 Написание интервью. 1 1 1 16.10 групповое 1 16.10 лекция 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 16.10 групповое 16.10 групповое Каб. Практический показ №3 1 1 1 1 Групповое редактирование интервью. - Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Каб. Практикум №3 Каб. Практический показ №3 Каб. №3 Практикум Контроль за Каб. выполнением Написание репортажа. №3 тренировочны х упражнений Групповое редактирование Каб. Практический репортажа. показ №3 Групповое Каб. Практический редактирование показ №3 репортажа. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, Каб. рейтинг, рецензия, статья, №3 журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация Контроль за Каб. выполнением Написание рецензии. №3 тренировочны х упражнений Каб. Групповая редакция Практикум рецензии. №3 Каб. Круглый стол Практикум журналистов. №3 Каб. Круглый стол Практикум журналистов. №3 15 54 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 Написание эссе. 55 16.10 групповое 1 Групповое редактирование эссе. 56 16.10 1 Написание статьи. 57 58 59 60 61 62 63 64 групповое Художественнопублицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. Художественнопублицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. 16.10 лекция 1 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 Написание комедийных жанров. 16.10 групповое 1 Групповое редактирование. индивидуал ьногрупповое 1 Написание комедийных жанров. 16.10 групповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Каб. Практикум №3 Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Каб. Практический показ №3 Каб. №3 Практикум Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Каб. Практикум. №3 Контроль за Каб. выполнением №3 тренировочны х упражнений Каб. Практикум №3 Групповое редактирование. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ Каб. фактов и составление №3 плана, написание черновика и корректирование плана). Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ Каб. фактов и составление №3 плана, написание черновика и корректирование плана). Практикум Практикум 16 65 66 67 68 16.10 индивидуал ьногрупповое 1 16.10 групповое 1 16.10 групповое 1 16.10 групповое 1 Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ Каб. фактов и составление Практикум №3 плана, написание черновика и корректирование плана). Каб. Практический Презентация своих работ. показ №3 Каб. Практический Презентация своих работ показ №3 Каб. Практический Итоговое занятие. Презентация своих работ. показ №3 17 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Педагог общается с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. Для реализации данной программы имеются методические, наглядные, дидактические пособия. Методические материалы включают в себя: - методические пособия и учебные пособия по обучению журналистике; - литература по культуре речи и этикету; - словари терминов; - описание техники безопасности. Дидактические материалы: - иллюстрации; - фотографии; - газеты; - журналы. Перечень учебно-методического обеспечения - кабинет №3; - учебники, методические пособия по культуре речи; - ноутбук; - столы и парты. Кадровые условия: педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Промежуточная и итоговая аттестация образовательных результатов обучающихся производится на основе комплексного психолого-педагогического мониторинга, который проводится в нескольких направлениях: 1.В начале и в конце года оценивается развитие мотивации личности к познанию и творчеству. На основе наблюдений определяется уровень мотивации обучающегося (низкий, средний, высокий) и заносится в таблицу. Главными критериями оценки является уровень творческой активности подростка: количество журналистских материалов, выполненных работ, участию в конкурсах детско-юношеской журналистики и др. 2.Оценка уровня сформированности ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, компетентность в решении проблем. 3.Оценка личностного роста обучающегося: коммуникабельность, умение работать и взаимодействовать с окружающими, проявление позитивных личностных качеств. Для определения эффективности обучения по программе «Журналистика» проводятся три вида контроля: - вводный контроль – в начале года (тесты, педагогическое наблюдение практических умений, тренинг); - промежуточная аттестация – в середине года (творческая работа, деловая, ролевая игра); - итоговая аттестация – апрель-май текущего учебного года (творческое дело, беседа, проект). Освоение программы «Журналистика» должно привести ребенка к уверенному овладению навыками журналистской деятельности и умению продемонстрировать их на практике, к накоплению богатого социального опыта, навыкам, к осознанию автономности своей личности со стабильной ориентацией на успех. Формы определения результативности Данные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психологопедагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ документации, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового. Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы. Результативность на уровне информационно-когнитивном выявляется с применением различных игровых методик и методик контроля усвоения знаний и навыков (тесты, кроссворды, конкурсы, викторины и т.д.), наблюдение за творческими достижениями и оформление их в портфолио обучающегося, деловые игры и т.д. Формы подведения итогов реализации программы Качество подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат обучающимся усвоение и закрепление знаний, умений и навыков. Формами подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Журналистика» являются: фотовыставки, авторские материалы, участие в районных и республиканских конкурсах детско-юношеской журналистики, конкурсах непрофессиональной социальной рекламы, фестивалях детских и юношеских СМИ, конференциях, литературно-деловых играх, творческих отчетах, видеопрезентациях, смотров-конкурсов, выставки печатной продукции, реализация социальных проектов. 19 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам выпуска газеты на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка Критерии оценивания 5 («отлично») Написание статьи в соответствии с жанром и публицистическим стилем, образность речи, оформление на высоком уровне, владение лексическим и грамматическим уровнем языка. Признаки авторского стиля. 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») Возможное допущение незначительных ошибок при написании статьи, но соблюдение жанровых и стилистических особенностей. Владение культурой речи. Написание статьи с большим количеством недочетов, отсутствие образности речи, оформление согласно требованиям жанра. Возможно отсутствие авторского стиля, сухое изложение материала. 2 («неудовлетворительно») Комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой. Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков. В течение учебного года, после выполнения заданий заполняется таблица: № 1 2 3 4 5 6 7 Показатели для определения хореографического развития Параметры ФИО ребенка Начало года Середина года Конец года Интерес, потребность в журналистике Умение работать с поисковым материалом Умение работать во время интервьюирования Умение оформить статью Культура речи Богатство лексики Авторский подход, стиль 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971. 2. Ворошилов, В.В. История журналистики России : конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2012. 3. Водчиц С. С. Эстетика книжных пропорций. – М., 1997. – 248 с. 4. Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала: учеб. пособие. – М., 2003. – 224 с. 5. Волкова В. В. Дизайн рекламы: учеб. пособие. – М., 1999. – 144 с. 6. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., 1984. – С. 88–151. 7. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. – М., 2005. – 214 с. 8. Дизайн периодических изданий / под ред. Э. А. Лазаревич. – 2004. – 152 с Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина, - М., 1969. 9. Попов, А.А. Производство и оформление газеты / А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986. 10. Стилистика газетных жанров / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2001. 11. Табашников И. Н. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994. – С. 8–104. 12. Тулупов В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. – Воронеж, 2000. – 336 с. 13. Тулупов В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. – Воронеж, 2005. – 202 с. 14. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. – М., 2000. 15. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. – М., 1984. – 107 с. 16. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002. 17. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр / М.И. Шостак. – М., 1997