Сочинение-описание по картине О.Д. Яновской «Ждут"

01.01.2017

Пономарчук Наталья Владимировна.

Сочинение-описание по картине О.Д. Яновской «Ждут"

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Планируемые результаты:

-личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

-познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.

- коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).

- предметные: создавать осмысленно связные высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы. Сегодня перед нами стоит нелегкая, но интересная задача. Используя произведение живописи, жизненный опыт мы должны попробовать себя в роли художника слова и подготовиться к написанию сочинения по картине Яновской «Ждут».

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

-Задайте вопросы, на которые мы должны найти ответы :

--Что такое сочинение-описание?

-Кто такая Ольга Яновская?

-Как она написала картину?

-Мы должны собрать материал к сочинению.

-Составить план.

Актуализация опорных знаний и умений.

-Вспомните основные жанры живописи. Продолжите предложения:

Натюрморт – это…

Портрет -это…

Интерьер – это…

Бытовой жанр – это …

Пейзаж- это…

-Какие литературные пейзажи вам знакомы по изученным произведениям? (Описание природы в сказке «Снежная королева» , стихотворения Пушкина, Есенина)

-Зачем писатель использует пейзаж?

-Есть и музыкальные пейзажи. Какие музыкальные произведения о природе вы слушали на уроках музыки? (П.И. Чайковский- «Времена года», М.Глинка- «Жаворонок»)

-Каких художников-пейзажистов вы знаете? (Левитан, Шишкин)

-Какие типы речи вам известны?

-Что такое описание? (Описание - это перечисление признаков, свойств предмета, характерных для него. Объектом описания являются:

- явления природы (листопад, буря, гроза)

- погода (морозный день, пасмурное утро)

- уголки природы (лес, степь, море)

- звуки (шуршание, шорох, тишина)

- настроение (веселое, грустное, светлое)

- детали (лучи солнца, клин перелетных птиц, паутинки)

Источником описания может быть ваш жизненный опыт, память, специальные наблюдения, картины, музыкальные впечатления.

-Напомните мне композицию сочинения-описания.

1)Вступление, позиция автора;

2)Описание (последовательное, логическое, красочное)

3)Итог, вывод, обобщение, возврат к теме, основной мысли сочинения

-Какие вы знаете стили речи?

В каком стиле мы будем писать сочинение?

Отличительные особенности художественного стиля:

1) позиция автора;

2) множество эпитетов, сравнений, олицетворений;

3) (что такое эпитеты, сравнение, олицетворение)

4) различные словообразовательные конструкции;

5)восклицательные, эмоционально-окрашенные, распространённые предложения, риторические вопросы

4.Работа по картине О. Д. Яновской «Ждут» (презентация)

1) Слово учителя о художнице. Яновская Ольга Дмитриевна- талантливая художница.

Она училась в частной художественной студии в Киеве (1916). С 1922-го жила и работала в Москве, где посещала занятия студии Ильи Машкова (с 1923). Член АХРР с 1929-го. Участвовала в выставках Ассоциации с 1926-го.

Имеются работы в Третьяковской галерее, Русском музее и некоторых региональных музеях.

2) История создания картины О.Д. Яновской ,,Ждут”

Ольга Дмитриева Яновская -ученица И.И. Машкова -участвовала вомногих отечественных зарубежных выставках картин. Вот, что рассказала художница об истории создания и замысле картины ,,Ждут” :,, В 1950 году я была в творческой командировке в Дзинтарсе (под Ригой ).В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкиепоселки . Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море лодки с рыбаками, каквечером ихвстречали. Вся жизнь людей проходила у моря изависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть, тревога, а может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит.

Неожиданно появляется какая-то чуть приметная точка, и вот на глазах она превращается в великолепный белый корабль. Он торжественно проплывает мимо, и кажется, что он плывет к счастью, а люди в нем – счастливые люди!

А иногда эта точка остается неразгаданной и оставляет смутное чувство не то тревоги, не то недоумения.

Конечно, может быть и более простоеобъяснение: отец, братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Но мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение (состояние), какое овладевает людьми перед широким и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героями моей картины”.

5. Анализ картины. (презентация)
- Что больше всего привлекает внимание в картине? (Девочки, их состояние)
- Чем заняты девочки? (Смотрят в даль, в море. Они ждут)
- Как автору удалось показать их состояние? Опишите девочек. (Похожи друг на друга, вероятно, сестры. Светловолосые, румяные. Одеты по-домашнему. Их взгляды устремлены в даль моря, они сосредоточены; смотрят в одну сторону, сидят бок о бок, все говори о том, что они ждут)

-Кого ждут девочки?

-Кого мы еще видим на переднем плане?

-Зачем художница изобразила с девочками собаку? (чувствует тревожное состояние девочек)

-По чему это видно? (Смотрит туда же; сидит, навострив уши )

Как вы думаете, почему автор изобразил для своей картины вытянутый формат”? (Чтобы лучше показать даль моря, морские просторы)

-Оказывает ли море влияние на состояние детей?

Физкультминутка.

6. Лексическая работа.

Состояние – физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение.

Состояние (какое?) хорошее, печальное …

Состояние (чего?) тоски, тревоги …

В какое -либо состояние можно впасть, прийти…

В каком-либо состоянии делать что-либо, находиться…

На состояние кого-либо влиять, воздействовать…

Я стояла в стороне

Ты не подошел ко мне

У меня свои заботы,

У тебя свои дела.

Думал ты, я жду кого-то,

Ну, а я тебе ждала.

-О чем это стихотворение? (О состоянии человека)

-Чем может быть вызвано определенное состояние? (ожиданием)

-Что такое состояние человека? Подберите синонимы (Физическое самочувствие, расположение духа, настроение)

7. Выявления идейного смысла картины

-Можно ли поназванию определить идейный замысел картины?

-Вспомним, что название художественного произведения- поэтический символ, несущий в себе образ произведения, его идею. Какое состояние отражено в названии? (Ожидание.)

Трудно ждать тех, кто в море. Скорее бы вернулись родные.

8. Систематизация материала.

9. Работа с картой - опорой.

-Какое время года изображено на картине?

-Какое время суток?

-Как вы думаете, где живут девочки?

-Какие предметы помогают это понять?

-Каким Яновская написала море?

-Запишите слова, характеризующие состояние моря: зелено-голубое, спокойно лижет узкую прибрежную полоску песка; играет, волнуется; пенящиеся барашки волн, светлое …

-Что изображено на переднем плане картины?

-Что вы видите на втором плане?

-Каков колорит? (Все вокруг заливают ранние солнечные лучи).Хочу такой сайт

-Каково настроение картины?

-Какую основную мысль хотела донести до нас Яновская?

-А еще мы должны решить, что главное в картине – портрет или пейзаж? На что мы должны обратить внимание? Сможем ли мы увидеть то, что увидела и показала нам художница?

-На уроках искусства вы уже научились определять, что такое пейзаж, портрет. Определите жанр картины О. Яновской.

-Да, это жанровая картина, в которой пейзаж (отражение состояния природы в искусстве) нераздельно связан с фигурами девочек, их портретом, расширяет значение их образов.

-Что главное в данном пейзаже? Конечно, море: оно таит в себе тревогу, и надежду, и тайну того, что случилось, а потому и мы говорим о нем, посмотрим туда же, куда смотрят девочки..

10. Составление плана к картине.

Запишите в тетради план описания картины.

1) Вступление (слово о художнике, название картины, имя автора, анализ названия, история создания картины)

2) Описание внешности девочек:

а) возраст;

б) одежда.

3)Элементы портрета, помогающие раскрыть внутреннее состояние:

а) лицо;

б) поза

4) Предметы, окружающие детей

5) Собака

6)Пейзаж (море, небо, облака) и состояние детей.

7)Чем вызвано это состояние?

8)Общее впечатление о картине и мастерстве автора.

11.Подведение итогов.

Рефлексия (включить шум моря).

-У каждого море своё. Представьте, что вы поэт, художник, какое оно у вас? Давайте составим акроним.Подобрать на каждую букву определение к слову «море» .

М-мрачное, мутное, мерцающее, могучее.

О- огромное, объемное, очаровывающее.

Р - рокочущее, рычащее, романтичное, радостное, ревущее.

Е– емкое, естественное, (б) бескрайнее, (б) безнадежное

А со словом ожидание составьтесинквейн .

Ожидание

Долгое, тоскливое

Проходит, заканчивается, тяготит.

Скорее бы вернулись рыбаки.

Ребята продолжите, пожалуйста, предложения.

- Сегодня я узнал…

- Мне понравилось…

-Я понял, что…

-Теперь я смогу …

12.Домашнее задание: написать сочинение.

Систематизация материала

Карта- опора

Время года:

Осень

Время суток:

Раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи

Место:

Рыбацкий поселок (лодки, сети, снасти)

Море:

Беспокойное после ночного шторма, набегающие волны; (Море) волнуется – штормит, бушует.
(Море) неспокойное – бурное, неукротимое.
(Ветер) порывистый – резкий, яростный.

Передний план (смысловой центр картины):

Девочки очень похожи друг на друга, вероятно, они сестры... Светловолосые, румяные… Одеты по-домашнему… Все говорит о том, что они ждут…

Второй план:

Голубое небо, бескрайний горизонт, море.

Колорит картины:

Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных.

Сочетание теплых и холодных тонов подчеркивает, что на берегу дом, тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку.

Настроение картины:

Тревога ожидания, напряженное внимание.

Основная мысль картины:

Скорее бы вернулись родные.

Трудно ждать тех, кто в море.

Систематизация материала

Карта- опора

Время года:

Время суток:

Место:

Море:

Передний план (смысловой центр картины):

Второй план:

Колорит картины:

Настроение картины:

Основная мысль картины:

Просмотров всего: , сегодня:

МО Открытый урок . Сочинение-описание по картине Яновской О..docx (скачать)

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».