01.01.2017
Пономарчук Наталья Владимировна.
Сочинение-описание по картине О.Д. Яновской «Ждут"
Тип урока: традиционный (комбинированный).
Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.
Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.
Планируемые результаты:
-личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
-познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
- коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
- предметные: создавать осмысленно связные высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Сообщение темы. Сегодня перед нами стоит нелегкая, но интересная задача. Используя произведение живописи, жизненный опыт мы должны попробовать себя в роли художника слова и подготовиться к написанию сочинения по картине Яновской «Ждут».
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
-Задайте вопросы, на которые мы должны найти ответы :
--Что такое сочинение-описание?
-Кто такая Ольга Яновская?
-Как она написала картину?
-Мы должны собрать материал к сочинению.
-Составить план.
Актуализация опорных знаний и умений.
-Вспомните основные жанры живописи. Продолжите предложения:
Натюрморт – это…
Портрет -это…
Интерьер – это…
Бытовой жанр – это …
Пейзаж- это…
-Какие литературные пейзажи вам знакомы по изученным произведениям? (Описание природы в сказке «Снежная королева» , стихотворения Пушкина, Есенина)
-Зачем писатель использует пейзаж?
-Есть и музыкальные пейзажи. Какие музыкальные произведения о природе вы слушали на уроках музыки? (П.И. Чайковский- «Времена года», М.Глинка- «Жаворонок»)
-Каких художников-пейзажистов вы знаете? (Левитан, Шишкин)
-Какие типы речи вам известны?
-Что такое описание? (Описание - это перечисление признаков, свойств предмета, характерных для него. Объектом описания являются:
- явления природы (листопад, буря, гроза)
- погода (морозный день, пасмурное утро)
- уголки природы (лес, степь, море)
- звуки (шуршание, шорох, тишина)
- настроение (веселое, грустное, светлое)
- детали (лучи солнца, клин перелетных птиц, паутинки)
Источником описания может быть ваш жизненный опыт, память, специальные наблюдения, картины, музыкальные впечатления.
-Напомните мне композицию сочинения-описания.
1)Вступление, позиция автора;
2)Описание (последовательное, логическое, красочное)
3)Итог, вывод, обобщение, возврат к теме, основной мысли сочинения
-Какие вы знаете стили речи?
В каком стиле мы будем писать сочинение?
Отличительные особенности художественного стиля:
1) позиция автора;
2) множество эпитетов, сравнений, олицетворений;
3) (что такое эпитеты, сравнение, олицетворение)
4) различные словообразовательные конструкции;
5)восклицательные, эмоционально-окрашенные, распространённые предложения, риторические вопросы
4.Работа по картине О. Д. Яновской «Ждут» (презентация)
1) Слово учителя о художнице. Яновская Ольга Дмитриевна- талантливая художница.
Она училась в частной художественной студии в Киеве (1916). С 1922-го жила и работала в Москве, где посещала занятия студии Ильи Машкова (с 1923). Член АХРР с 1929-го. Участвовала в выставках Ассоциации с 1926-го.
Имеются работы в Третьяковской галерее, Русском музее и некоторых региональных музеях.
2) История создания картины О.Д. Яновской ,,Ждут”
Ольга Дмитриева Яновская -ученица И.И. Машкова -участвовала вомногих отечественных зарубежных выставках картин. Вот, что рассказала художница об истории создания и замысле картины ,,Ждут” :,, В 1950 году я была в творческой командировке в Дзинтарсе (под Ригой ).В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкиепоселки . Делая этюды, я каждый день видела, как уходили в море лодки с рыбаками, каквечером ихвстречали. Вся жизнь людей проходила у моря изависела от моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть, тревога, а может быть, просто интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходит.
Неожиданно появляется какая-то чуть приметная точка, и вот на глазах она превращается в великолепный белый корабль. Он торжественно проплывает мимо, и кажется, что он плывет к счастью, а люди в нем – счастливые люди!
А иногда эта точка остается неразгаданной и оставляет смутное чувство не то тревоги, не то недоумения.
Конечно, может быть и более простоеобъяснение: отец, братья ушли в море и вот-вот должны вернуться. Но мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение (состояние), какое овладевает людьми перед широким и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героями моей картины”.
5. Анализ картины. (презентация)
- Что больше всего привлекает внимание в картине? (Девочки, их состояние)
- Чем заняты девочки? (Смотрят в даль, в море. Они ждут)
- Как автору удалось показать их состояние? Опишите девочек. (Похожи друг на друга, вероятно, сестры. Светловолосые, румяные. Одеты по-домашнему. Их взгляды устремлены в даль моря, они сосредоточены; смотрят в одну сторону, сидят бок о бок, все говори о том, что они ждут)
-Кого ждут девочки?
-Кого мы еще видим на переднем плане?
-Зачем художница изобразила с девочками собаку? (чувствует тревожное состояние девочек)
-По чему это видно? (Смотрит туда же; сидит, навострив уши )
Как вы думаете, почему автор изобразил для своей картины вытянутый формат”? (Чтобы лучше показать даль моря, морские просторы)
-Оказывает ли море влияние на состояние детей?
Физкультминутка.
6. Лексическая работа.
Состояние – физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение.
Состояние (какое?) хорошее, печальное …
Состояние (чего?) тоски, тревоги …
В какое -либо состояние можно впасть, прийти…
В каком-либо состоянии делать что-либо, находиться…
На состояние кого-либо влиять, воздействовать…
Я стояла в стороне
Ты не подошел ко мне
У меня свои заботы,
У тебя свои дела.
Думал ты, я жду кого-то,
Ну, а я тебе ждала.
-О чем это стихотворение? (О состоянии человека)
-Чем может быть вызвано определенное состояние? (ожиданием)
-Что такое состояние человека? Подберите синонимы (Физическое самочувствие, расположение духа, настроение)
7. Выявления идейного смысла картины
-Можно ли поназванию определить идейный замысел картины?
-Вспомним, что название художественного произведения- поэтический символ, несущий в себе образ произведения, его идею. Какое состояние отражено в названии? (Ожидание.)
Трудно ждать тех, кто в море. Скорее бы вернулись родные.
8. Систематизация материала.
9. Работа с картой - опорой.
-Какое время года изображено на картине?
-Какое время суток?
-Как вы думаете, где живут девочки?
-Какие предметы помогают это понять?
-Каким Яновская написала море?
-Запишите слова, характеризующие состояние моря: зелено-голубое, спокойно лижет узкую прибрежную полоску песка; играет, волнуется; пенящиеся барашки волн, светлое …
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что вы видите на втором плане?
-Каков колорит? (Все вокруг заливают ранние солнечные лучи).
-Каково настроение картины?
-Какую основную мысль хотела донести до нас Яновская?
-А еще мы должны решить, что главное в картине – портрет или пейзаж? На что мы должны обратить внимание? Сможем ли мы увидеть то, что увидела и показала нам художница?
-На уроках искусства вы уже научились определять, что такое пейзаж, портрет. Определите жанр картины О. Яновской.
-Да, это жанровая картина, в которой пейзаж (отражение состояния природы в искусстве) нераздельно связан с фигурами девочек, их портретом, расширяет значение их образов.
-Что главное в данном пейзаже? Конечно, море: оно таит в себе тревогу, и надежду, и тайну того, что случилось, а потому и мы говорим о нем, посмотрим туда же, куда смотрят девочки..
10. Составление плана к картине.
Запишите в тетради план описания картины.
1) Вступление (слово о художнике, название картины, имя автора, анализ названия, история создания картины)
2) Описание внешности девочек:
а) возраст;
б) одежда.
3)Элементы портрета, помогающие раскрыть внутреннее состояние:
а) лицо;
б) поза
4) Предметы, окружающие детей
5) Собака
6)Пейзаж (море, небо, облака) и состояние детей.
7)Чем вызвано это состояние?
8)Общее впечатление о картине и мастерстве автора.
11.Подведение итогов.
Рефлексия (включить шум моря).
-У каждого море своё. Представьте, что вы поэт, художник, какое оно у вас? Давайте составим акроним.Подобрать на каждую букву определение к слову «море» .
М-мрачное, мутное, мерцающее, могучее.
О- огромное, объемное, очаровывающее.
Р - рокочущее, рычащее, романтичное, радостное, ревущее.
Е– емкое, естественное, (б) бескрайнее, (б) безнадежное
А со словом ожидание составьтесинквейн .
Ожидание
Долгое, тоскливое
Проходит, заканчивается, тяготит.
Скорее бы вернулись рыбаки.
Ребята продолжите, пожалуйста, предложения.
- Сегодня я узнал…
- Мне понравилось…
-Я понял, что…
-Теперь я смогу …
12.Домашнее задание: написать сочинение.
Систематизация материала
Карта- опора
Время года: | Осень |
Время суток: | Раннее утро, все вокруг заливают солнечные лучи |
Место: | Рыбацкий поселок (лодки, сети, снасти) |
Море:
| Беспокойное после ночного шторма, набегающие волны; (Море) волнуется – штормит, бушует.
|
Передний план (смысловой центр картины): | Девочки очень похожи друг на друга, вероятно, они сестры... Светловолосые, румяные… Одеты по-домашнему… Все говорит о том, что они ждут… |
Второй план: | Голубое небо, бескрайний горизонт, море. |
Колорит картины: | Картина написана в желтовато-зеленоватых, коричневато-красных теплых тонах и в сине-голубых – холодных. Сочетание теплых и холодных тонов подчеркивает, что на берегу дом, тепло, а в море холодно, опасно, оно огромное, и в бурю с ним трудно бороться человеку.
|
Настроение картины:
| Тревога ожидания, напряженное внимание. |
Основная мысль картины: | Скорее бы вернулись родные. Трудно ждать тех, кто в море. |
Систематизация материала
Карта- опора
Время года: |
|
Время суток: |
|
Место: |
|
Море:
|
|
Передний план (смысловой центр картины): |
|
Второй план: |
|
Колорит картины: |
|
Настроение картины:
|
|
Основная мысль картины: |
|
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 01.01.2017