Урок открытия нового знания. 5 класс Тема: Корень. Однокоренные слова.

01.01.2017

конспект разработан Пономарчук Н.В.

Урок открытия нового знания. 5 класс

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цели:1) сформировать представление об однокоренных словах и словах-формах,

способность различать однокоренные слова и слова-формы,

актуализировать знания о корне;

2) развивать умение отличать однокоренные слова и слова-формы, подбирать проверочные слова , повторить правописание безударных гласных

3) воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

-Какие разделы русского языка вам известны?

-Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем?

-Что изучает состав слова?

-Какие морфемы вам известны? Для чего они нужны?

-Почему важно уметь правильно выделять морфемы?

-Какая морфема самая важная? Почему?

2. Актуализация

1. Проверка домашнего задания.

2. Словарный диктант (один ученик работает у доски, остальные- в тетрадях).

Записать слова, выделить орфограммы.

Волна, тяжелый, сидеть, босой, тропинка, удивляться, разливать, задрожать, светлеть, скрипеть, чертеж, хвостатый, затрястись, скрепить, речной, раздаваться.

3. (Один ученик проверяет написанное на доске, в это время два ученика работают по индивидуальным карточкам. Один выполняет полный синтаксический разбор предложения, второй- фонетический разбор.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с безударными гласными в корне слова?

4. Учитель:Среди слов словарного диктанта найдите слова-синонимы.

Учащиеся:Задрожать, затрястись.

Учитель:Что такое синонимы?

Учащиеся: Синонимы- это слова одной и той же части речи с одинаковым или сходным лексическим значением.

Учитель:Какой раздел лингвистики изучает синонимы?

Учащиеся:Лексикология.

Учитель: Что ещё изучает лексикология?

Учащиеся:Лексикология изучает слово, его лексическое значение и употребление.

Учитель:Придумайте с одним из синонимов предложение. Докажите, что это предложение, а не словосочетание.

5. Записать предложение. Объяснить орфограммы. Составить схему. (Один ученик работает у доски)

Нал..тел сильный вихрь, задр..жал от страха кот.

- Какие разделы языка мы повторили?

-Почему мы должны знать эти разделы языка?

3. Выявление причин затруднения.

-Какие трудности у вас возникли?

-Почему вы не сразу смогли правильно выделить корень в словах?

- Сформулируйте цель урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Материал для наблюдения

Школа школа ключ ключ

Школы школьник ключи ключик

Школу пришкольный ключом ключница

2. Эвристическая беседа:

Учитель: Прочитайте слова. В каком столбике записаны разные слова, в каком- одно и то же слово .

Учитель:Что такое школа? Школьник? Пришкольный?

Учащиеся:Школа - это учебное заведение. Школьник- это ученик. Пришкольный- это находящийся около школы. Эти слова отличаются лексическим значением.

Учитель:А школа, школы, школу?

Учащиеся:Эти слова имеют одно и то же лексическое значение. Они отличаются только окончанием.

Учитель: Что такое ключ , ключик, ключница ?(Ключ­ – родник , ключик- стержень для отпирания замка, ключница- та , кто ведала запасами семьи) . Эти слова тоже отличаются лексическим значением.

Учитель:Что такое окончание?

Учащиеся:Окончание- это изменяемая часть слова, в которой заключено грамматическое значение.

Учитель:В каком столбике записаны однокоренные слова, а в каком формы одного и того же слова?

Учащиеся:В первом столбике записаны слова-формы, а во втором- однокоренные слова.

Учитель:Сделайте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

Учащиеся:Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение.

3. Сравните словосочетания, подберите проверочные слова, выделите корень

Св…ла гнездо св…ла по лестницеХочу такой сайт

Зап…вать молоком зап…вать песню

Сп...шите с доски сп…шите на помощь

Поймать с...ма сделала с…ма

Отв…рить калитку отв…рить картофель

С…деть за ст…лом с…дой человек

Учитель: Почему важно уметь выделять корень и подбирать однокоренные слова?

Учащиесяделают вывод о том, что важно правильно выделять корень, так как именно в корне заключено лексическое значение слова. Выбор гласных в этих словах зависит от смысла.

5. Первичное закрепление

1) Распределите в два столбика слова, учитывая их лексическое значение, выделите корни.

Речь , речной , речистый, речка

Линейка, линять, полинялый, линия .

Пустой , пустил , опустел¸ впущу.

2. Найдите лишнее слово в каждой строчке. Обоснуйте ответ.

1) Слепой, ослепнуть, ослепить, слепой

2) Гора, горный, горе, пригорок.

3) Красный, красная, краснеть, красные.

4) Заслон, заслонить, слон, прислониться.

5) Весна, весенний, весны, весну

6) Носильщик, нос, носить, несносный.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Списать, вставить пропущенные буквы, выделить корень.

Подчеркнуть слова-формы.

Пл…чо, пл…чом, пл…чико, предпл…чье.

Тр...ва, тр...винка, тр…вянистый, тр…вяной, на тр...ве.З...мля, з...мляной, з...мляника, по з...мле, з...млянка, в...лна., в...лнистый, в…лнуется, в...лнистые. В…ды, в…дить, в…дяной, нав…днение.

7. Включение в систему знаний и повторение.

1. Игровой момент. Чья группа придумает больше однокоренных слов с корнями -ЕДИН -, -ДРОЖ-,-ПУСТ-,- КЛЮЧ-

Каждая группа получает карточку, на которой написаны слова.

2. Запишите слова, подумайте, как они произошли. Выделите корень. Помогает ли значение корня правильно написать эти слова?

Снегирь, веснушки, озимь, пернатые

3. Проанализируйте текст. Сделайте вывод о том, с какой целью в нем используются однокоренные слова? Придумайте название тексту.

Пришла зима. Прилетели снегири. Всю ночь шёл снег, и земля покрылась белоснежным ковром. Дети резвятся на заснеженной площадке. Мальчишки играют в снежки. Малыши лепят снежную бабу. Девчонки, представив себя снежинками, кружатся в затейливом танце. И только дворник расчищает дорожки от снега и посыпает их песком.

2. Составление диаграммы Вена.

Однокоренные слова Слова-формы


1.Отличаются лексическим значением.

2.Могут относиться к разным частям речи.

1.Имеют одно лексическое значение.

2.Относятся к одной части речи.

3.Грамматически связывают слова в словосочетании.

1.Имеют одинаковый корень.

2.Помогают связывать предложения в тексте.


8. Рефлексия

-Что вызвало затруднение?

-Что нового узнали на уроке?

-Чем однокоренные слова отличаются от слов-форм?

-Зачем нужно уметь правильно выделять корень

9. Домашнее задание.

Просмотров всего: , сегодня:

урок ОНЗ. Корень, однокор.слова. 5 класс.docx (скачать)

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».