Правописание приставок на -з, -с.

01.01.2017

конспект разработан Пономарчук Н.В.

Урок открытия нового знания. 5 класс

Тема. Правописание приставок на -з, -с.

Цель
: 1) сформировать представление о правильном написании приставок на -з, -с.
2) сформировать способность выбирать согласную на конце приставки;
3) развивать орфографическую зоркость;
4) актуализировать знания о приставке и корне;
5) тренировать умение применять правило.
6) воспитывать доброе отношение друг к другу , интерес к русскому языку
Оборудование: учебник, схемы-образы, раздаточный материал.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

- Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Орфографию)

- Что изучает орфография? (Правописание)
- С какими разделами языка связана орфография?
- Для чего нам необходимо знать правила?
- Все ли правила вы знаете?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения
Выполнить синтаксический разбор предложения
Туча сделалась растрепанной, и беспокойный соловей разлился сдержанной трелью

- Почему в этом предложении вы поставили запятую? (Потому что перед нами сложное предложение)

- Какое предложение называется сложным? (Сложным называется предложение, в состав которого входят две и более грамматические основы.)

- Какие орфограммы встретились в данном предложении

III. Выявление причин затруднения

- Слова вызвали у вас затруднение? (Растрепанной, сдержанной, беспокойный, разлился).Хочу такой сайт

- Какую букву вы написали на конце приставки? (С,З)
- Почему? Какие вы слова написали по-разному?
- Как вы рассуждали?
- Почему возникли затруднения при написании?
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения
1. Материал для наблюдения

Восхождение возложение
Расписание разоружение
Растопить разбудить
Беспокоить безработный
- Выделите приставки в предложенных словах.
- Что вы заметили?
- Какой звук следует за приставкой?
- В каком случае приставка будет оканчиваться на -с?
- В каких случаях приставка будет оканчиваться на -з?
- Попытайтесь сформулировать правило написания приставок на -з, -с?
2. Составление схем-образов
Если звонкий - З Если глухой - С
2. Работа с учебником.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Запишите, объясните выбор согласной на конце приставки, выделите орфограмму. Подберите подходящее по смыслу существительное.
Разговорчивый, бесшумный, безжалостный, восхищаться, раздать, расцеловать, издавать, беззвездная, рассвет, беззаботный, испечь, извлечь, воспитанный.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Распределите слова в две колонки:

1. С приставкой на -с

2. С приставкой на -з.
И..брал, и..портил, ра..глядеть, ра..смотеть, бе..брежный, бе..помощный, бе..граничный, ра..писание, и..лагать, и..править, бе..вкусный, ра..стегнуть, бе…душный , бе…тактный ра…бил

VII. Включение в систему знаний
1. Спишите текст, употребление нужные приставки на -з, -с.
Перед нами (..)крайняя (..)брежная пустыня. Полное (..)людье,
(..)предельная синева неба. (..)пощадное солнце, (..)каленные пески. Колючие растения, (..)цветающие лишь на короткое время.
Время от времени налетают песчаные смерчи, (..)жалостно вырывая (..) сохшие кустарники.
(..)гущается (..)каленный воздух.
2. Письмо по памяти ( осложненное)
Ра..текалась, ра..ливалась
реч..ка (по) л..су в..сной,
Во..хищалася, любилась
То б..резой, то с..сной.
VIII. Рефлексия
- Какие затруднения вы испытали сегодня на уроке?
- Что нового узнали сегодня?
- От чего зависит выбор согласной на конце приставки?
- Удалось ли достичь цели, поставленной в начале урока?
- Какие правила повторили?
IX.Домашнее задание




Просмотров всего: , сегодня:

урок ОНЗ. приставки з-, с- 5-ый класс..docx (скачать)

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».