Корни с чередованием -лаг-, -лож-

01.01.2017

конспект разработан Пономарчук Н.В.

Урок открытия нового знания. 5 класс

Тема. Корни с чередованием -лаг-, -лож-

Цель:1) сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях -лаг – лож, сформировать способность к написанию чередующихся гласных;

2)развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции, такие как: анализ, синтез, обобщение.

3) воспитывать культуру умственного труда на основе мыслительных операций.

Оборудование: учебник, алгоритм проверки чередующихся гласных, раздаточный материал.

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности

-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

-Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

-Как называются части слова? (Морфемы)

-Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с)

-Какая морфема идёт за приставкой? (Корень)

-Вы хотите узнать новое о корне?

-Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые

знания?

ll. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

Хочу такой сайт

1.Повторим с целью закрепления предыдущей темы морфемный разбор

указанных на доске слов:

разгорается, бездушный, бестактный, сгорел.

2 Рассмотреть предложенные слова

Слагаемое, сложение, излагать, изложить, положить, полагать

Сделайте морфемный разбор.

-Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли?

-Какие слова вызвали у вас затруднение?

-Почему?

lll. Выявление причин затруднения

- В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?

- Что происходит с согласными в корне этих слов? (Чередование)

-Мы знакомы с чередованием? (Да)

-Какова же тема нашего урока? (Чередование гласных в корнях лаг - лож)

- Как называются эти слова? (Однокоренными)

Материал для наблюдения
- Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске ( В корнях выделены корни)

слагаемое

сложение

излагать

изложить

полагать

положить



- Почему в выборе гласной возникают затруднения? (Не знаем приема проверки гласных)
- Сравните слова левого и правого столбиков.
- Чем же отличаются слова? (В левом столбике в корне а, в правом – о)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях?

- От чего зависит выбор гласных а, о в корне? (От согласных; -ж)
- Какая буква пишется перед -г? (а)
- А перед -ж? (о)
- Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?
- Какая морфема идет за корнем лаг? (Суффикс а)
- Сколько же способов проверки мы вывели? (Два)
- Какие? ( а и о зависят от согласных г и ж или от суффикса а за корнем)
- Сделайте вывод о правописании данных корней.
Работа с учебником. Посмотрим, правильно ли мы сделали вывод о правописании слов с корнями -лаг, -лож-.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде. Составим схемы:
1. Есть а ----------- ...а…

Нет а ----------- …о…

2. Если …г --------- …а…
Если …ж -------- …о…

- Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Записать слова. Опираясь на схемы-образы, объяснить условия выбора гласной в корне.

Прил..гательное, прил..гается, отл..жить, сл..жить, сл..жение.. сл..гать,

сл..гаемое, из.., изл..гать, предл..жение , распо...ение, пол..жение


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Записать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму

1. На уроке математики пятиклассники занимаются сл..жением.
2. По сумме и одному сл..гаемому ученики правильно определили второе.
3. На уроке мы писали интересное изл..жение.
4. В словарях все слова распол..жены в алфавитном порядке.
5. В старинных энциклопедиях слова не распол...гаются в алфавитном порядке.

VII. Включение в систему знаний и повторение
1.
Составьте текст с данными словосочетаниями. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически условия выбора буквы.
Предл…ать дело, принять предл..жение, аккуратно ул..жить , прол..жить тропинку, распол..житься на даче, разл..жить костер, предл..жить вернуться.

2. Найдите лишнее слово. Объясните.

А) Предл..жение, прил..гательное, сл..жение, пол..жение, предпол..жить.
Б) Распол..гаться, изл..гать, распол..жение, прил..гать.

3. Выпишите из текста слова, в которых есть корни с чередованием.
(Раздаточный материал)
Павел положил в углубление в земле семена. Едва семечко коснулось земли, как из него показались зеленые ростки. Он полил их, и они начали расти еще быстрее. Когда подложили удобрение, ростки поднялись еще на метр. К тому времени, как ростки выросли до трех метров, на ветках появились желтые цветочки. Позже появились плоды. Мальчики предложили попробовать один из них…

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие затруднения мы испытали? В чем?
- Объясните и проговорите свое затруднение.
- Что помогло нам их преодолеть?
- Какую цель мы ставили? Мы достигли ее?

IX.Домашнее задание

Просмотров всего: , сегодня:

Урок ОНЗ. -лаг-, -лож- 5 класс.docx (скачать)

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».