01.01.2017
конспект разработан Пономарчук Н.В.
Урок открытия нового знания. 5 класс
Тема. Корни с чередованием -лаг-, -лож-
Цель:1) сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных в корнях -лаг – лож, сформировать способность к написанию чередующихся гласных;
2)развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции, такие как: анализ, синтез, обобщение.
3) воспитывать культуру умственного труда на основе мыслительных операций.
Оборудование: учебник, алгоритм проверки чередующихся гласных, раздаточный материал.
Ход урока
I.Самоопределение к деятельности
-Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
-Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
-Как называются части слова? (Морфемы)
-Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с)
-Какая морфема идёт за приставкой? (Корень)
-Вы хотите узнать новое о корне?
-Конечно, они будут для вас новыми. А зачем нам нужны новые
знания?
ll. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
1.Повторим с целью закрепления предыдущей темы морфемный разбор
указанных на доске слов:
разгорается, бездушный, бестактный, сгорел.
2 Рассмотреть предложенные слова
Слагаемое, сложение, излагать, изложить, положить, полагать
Сделайте морфемный разбор.
-Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли?
-Какие слова вызвали у вас затруднение?
-Почему?
lll. Выявление причин затруднения
- В чем причина затруднения при написании гласных в этих корнях?
- Что происходит с согласными в корне этих слов? (Чередование)
-Мы знакомы с чередованием? (Да)
-Какова же тема нашего урока? (Чередование гласных в корнях лаг - лож)
- Как называются эти слова? (Однокоренными)
Материал для наблюдения
- Чтобы зафиксировать причину затруднения, обратимся к словам, написанным на доске ( В корнях выделены корни)
слагаемое | сложение |
излагать | изложить |
полагать | положить |
- Почему в выборе гласной возникают затруднения? (Не знаем приема проверки гласных)
- Сравните слова левого и правого столбиков.
- Чем же отличаются слова? (В левом столбике в корне а, в правом – о)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Можно ли найти общий принцип написания букв а-о в корнях?
- От чего зависит выбор гласных а, о в корне? (От согласных; -ж)
- Какая буква пишется перед -г? (а)
- А перед -ж? (о)
- Кто обратил внимание, что есть общего в словах левого столбика?
- Какая морфема идет за корнем лаг? (Суффикс а)
- Сколько же способов проверки мы вывели? (Два)
- Какие? ( а и о зависят от согласных г и ж или от суффикса а за корнем)
- Сделайте вывод о правописании данных корней.
Работа с учебником. Посмотрим, правильно ли мы сделали вывод о правописании слов с корнями -лаг, -лож-.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде. Составим схемы:
1. Есть а ----------- ...а…
Нет а ----------- …о…
2. Если …г --------- …а…
Если …ж -------- …о…
- Теперь мы можем объяснить написание слов, которые вызвали в начале урока затруднение?
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Записать слова. Опираясь на схемы-образы, объяснить условия выбора гласной в корне.
Прил..гательное, прил..гается, отл..жить, сл..жить, сл..жение.. сл..гать,
сл..гаемое, из.., изл..гать, предл..жение , распо...ение, пол..жение
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Записать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму
1. На уроке математики пятиклассники занимаются сл..жением.
2. По сумме и одному сл..гаемому ученики правильно определили второе.
3. На уроке мы писали интересное изл..жение.
4. В словарях все слова распол..жены в алфавитном порядке.
5. В старинных энциклопедиях слова не распол...гаются в алфавитном порядке.
VII. Включение в систему знаний и повторение
1.Составьте текст с данными словосочетаниями. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически условия выбора буквы.
Предл…ать дело, принять предл..жение, аккуратно ул..жить , прол..жить тропинку, распол..житься на даче, разл..жить костер, предл..жить вернуться.
2. Найдите лишнее слово. Объясните.
А) Предл..жение, прил..гательное, сл..жение, пол..жение, предпол..жить.
Б) Распол..гаться, изл..гать, распол..жение, прил..гать.
3. Выпишите из текста слова, в которых есть корни с чередованием.
(Раздаточный материал)
Павел положил в углубление в земле семена. Едва семечко коснулось земли, как из него показались зеленые ростки. Он полил их, и они начали расти еще быстрее. Когда подложили удобрение, ростки поднялись еще на метр. К тому времени, как ростки выросли до трех метров, на ветках появились желтые цветочки. Позже появились плоды. Мальчики предложили попробовать один из них…
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие затруднения мы испытали? В чем?
- Объясните и проговорите свое затруднение.
- Что помогло нам их преодолеть?
- Какую цель мы ставили? Мы достигли ее?
IX.Домашнее задание
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 01.01.2017