01.01.2017
Предмет: Технология. Класс 2. Учитель Чехмейстер Н.С.
Тема урока: Плетение из бумаги. Коврик.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с новым видом работы – плетение полосок бумаги.
Задачи:
-
Обучающая:
- познакомить учащихся с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке.
-
Развивающая:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение составлять план предстоящей работы.
-
Воспитательная:
- воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, необходимые при плетении полосок бумаги;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов, воспитывать любовь к труду.
Формировать УУД:
-
Личностные:
- соблюдение при работе технику безопасности;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
- формировать бережное использование и экономное расходование материалов.
- формировать интерес к труду.
-
Познавательные:
- анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу.
- планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
-
Регулятивные:
- уметь организовать рабочее место, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
- уметь рационально использовать и расходовать материалы;
- определять степень успешности своей работы;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Оборудование: Образцы готовых изделий «Коврик», доска, ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш,тканый коврик, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Литература: Программа Школа России, учебник «Технология» 2 класс Н. И. Роговцева, рабочая тетрадь «Технология» 2 класс Н. И. Роговцева.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день. |
|
-
Проверка домашнего задания.
Цель: Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Метод: Словесный. Наглядный.
Приём: Учащиеся выступают с сообщениями об убранстве древнерусской избы.
Время: 5 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Наш урок начнут ребята, которые подготовили мини-сообщения об убранстве древнерусской избы. - Как называется специалист по кладке, установке и ремонту печи? – Как называется человек, который топит печь? – А кто оберегал покой в доме, согласно русскому поверью? - Добродушный домовой За печной живет трубой. Носит круглые очки, Вяжет теплые носки. Любит слушать он сверчка, Выпить на ночь молочка. Погрозится на мышат, Если слишком те шумят. Он и бабушке поможет, Чтобы тесто подошло. Сам в печурку дров подложит Дома с ним всегда тепло. Детям сказочку расскажет, Чешет за ухом кота. А когда на землю ляжет Покрывалом темнота, То считает в небе звезды, Охраняя наш покой. Вот такой у нас хозяин За печной живет трубой. - Но ведь в современных квартирах нет печей. Как вы думаете, где может жить домовой в наших квартирах? | Приложение 1. Ученик выступает с сообщением. - Печник. - Истопник. Приложение 2. Ученик выступает с сообщением. - Домовой. Приложение 3. Ученик выступает с сообщения. Слушают стихотворение. - С тех пор как в домах перестали ставить печь, за которой жил домовой, место его жительства переместили за батарею отопления. | Выступления учеников подкреплены демонстрацией слайдов с изображением русской избы, домового. |
-
Мотивационный этап.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Метод: Словесный. Проблемный.
Приём: Загадка.
Время: 2 минуты
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Отгадайте загадку. Это что за простачок Лег у двери на бочок, На дороге, на пороге Останавливает ноги? - Может быть, кто-то догадался, какая тема нашего урока? - Посмотрим на слайд. Прочитайте, что там написано. | - Коврик. - Изделие «коврик». Читают тему урока на слайде. | На слайде: Тема урока: Продолжение работы над проектом «Убранство избы». Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик» |
-
Изучение нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с историей убранства древнерусской избы – половиках.
Метод: Словесный. Практический. Наглядный.
Приём: Слово учителя. Выполнение работы.
Время: 20 минут.
Физ. минутка.
Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.
Метод: Практический.
Приём: Динамическая разгрузка.
Время: 2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
Прыгай ножка по дорожке. Прыгай и другая. Все девчонки и мальчишки в классе отдыхают. Побежали все трусцой, дружный бег на месте. А теперь наклон большой, поклонились вместе. Руки вверх, глубокий вдох. Руки опустили. А теперь ещё разок это повторили. Отдохнули? Хорошо! А теперь за дело. Вот и день уже прошёл. Время пролетело. | Выполняют упражнения по указанию учителя. |
|
Продолжение урока по теме.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
Основная часть урока. Практическая работа. - Мы продолжаем работу над нашим проектом и украсим комнату самостоятельно сплетенным ковром. Необходимые для работы материалы и инструменты – цветная бумага, карандаш, ножницы, скрепки, линейка. - Посмотрите на мой коврик, на коврик, который у вас в учебнике и скажите, какую форму имеют эти коврики? - На с. 55 есть план работы, прочитайте его самостоятельно. - А сейчас повторим Технику Безопасности при работе с ножницами, без неё мы не можем приступить к работе. (Приложение 6) Объяснение учителя. - Положите шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. - Аккуратно вырезаем основу по шаблону. - Скрепками соединяем шаблон и основу для того, чтобы сделать надрезы. - Развернули основу, положили в сторону. - Для того чтобы вырезать полоски шириной 1 см, положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе. - Напротив каких цифр нужно поставить засечку? - Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Но сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку? - Как вы думаете, какой следующий шаг в нашей работе? - Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы.
Учитель демонстрирует действия по нарезанию полосок и показывает способ их переплетения. | - Прямоугольную форму. Повторяют технику безопасности при работе с ножницами. Выполняют работу по инструкции учителя. Ответы детей. - Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа. - Соединяем верхние и нижние засечки между собой.
Дети самостоятельно в парах изготавливают изделие, учитель оказывает индивидуальную помощь | В учебнике план работы: 1. Организуй своё рабочее место. 2. Положи шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. 3. По шаблону вырежи основу коврика и сделай надрезы. 4. Разверни основу. 5. Из разноцветной бумаги нарежь полоски шириной 1 см. 6. Протяни полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика. 7. Оформи изделие. |
-
Выставка работ учащихся.
Цель: Оценить работу свою и работу своих товарищей.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 5 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Продемонстрируйте свою поделку. - Выберите 2 коврика для нашей крестьянской избы. Объясните, почему именно эти изделия. | Дети прикрепляют готовые изделия на доску. Выбор детей с последующим комментированием. |
|
-
Рефлексия.
Цель:Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.
Метод: Словесный. Наглядный.
Время: 2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Скажите, понравилось вам работать ткачами и ткачихами на уроке? - Что было для вас трудным, а что легко далось? Красная карточка – изделие сделано отлично. Зелёная карточка - изделие сделано хорошо. Синяя карточка - над изделием надо ещё потрудиться. | Производят самооценку своей деятельности на уроке. |
|
Приложение 1.
В деревенской избе особая роль отводилась русской печи. Она была семейным очагом, поддерживающим жизнь в доме. Печь кормила и спасала от холода. Части печи: лежанка, устье, шесток. Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать. Устье – отверстие в передней части печи. Устье перекрывается аркообразной кладкой. Через устье в печь закладывают топливо и ставят чугунки и горшки. Устье печи закрывается заслоном с одной или двумя ручками. Шесток – ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.
Приложение 2.
Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
Приложение 3.
По общему поверью, домовой живет зимой около печки или на печке, а если у хозяина есть конюшня, то устраивается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает ей гриву и хвост, дает корма. Домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор. При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом, солью пригласить домового на новое место. Считается, что хозяйство находится под влиянием домового.
Приложение 4.
В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком: в первом случае они были длинны и узки, во втором – круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда – растения типа рогоза, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть.
Появление половиков в традиционном жилище связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе. В праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйки оставляли домовому праздничный гостинец, приглашали его в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу. Без половиков и уюта нет. Во многих избах стояли ткацкие станы, которые передавались от поколения к поколению. И само ремесло передавалось. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из века в век.
Позже на полах в русских домах стали появляться ковры.
На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, узбекские, индийские и другие ковры.
До наших дней дошла еще одна старинная «ковровая» легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.
Приложение 5.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 01.01.2017