Конспект урока с презентацией. Технология. Класс 2. Плетение из бумаги. Коврик.

01.01.2017

Предмет: Технология. Класс 2. Учитель Чехмейстер Н.С.

Тема урока: Плетение из бумаги. Коврик.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым видом работы – плетение полосок бумаги.

Задачи:

  • Обучающая:

    - познакомить учащихся с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке.

  • Развивающая:

    - развивать мелкую моторику рук;

    - развивать умение составлять план предстоящей работы.

  • Воспитательная:

    - воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, необходимые при плетении полосок бумаги;

    - воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов, воспитывать любовь к труду.

Формировать УУД:

  • Личностные:

    - соблюдение при работе технику безопасности;

    - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

    - формировать бережное использование и экономное расходование материалов.

    - формировать интерес к труду.

  • Познавательные:

    - анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу.

    - планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

  • Регулятивные:

    - уметь организовать рабочее место, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

    - уметь рационально использовать и расходовать материалы;

    - определять степень успешности своей работы;

    - оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Коммуникативные:

    - уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

    - продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: Образцы готовых изделий «Коврик», доска, ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш,тканый коврик, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Литература: Программа Школа России, учебник «Технология» 2 класс Н. И. Роговцева, рабочая тетрадь «Технология» 2 класс Н. И. Роговцева.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Метод: Словесный. Наглядный.

Приём: Учащиеся выступают с сообщениями об убранстве древнерусской избы.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Наш урок начнут ребята, которые подготовили мини-сообщения об убранстве древнерусской избы.

- Как называется специалист по кладке, установке и ремонту печи?

– Как называется человек, который топит печь?

– А кто оберегал покой в доме, согласно русскому поверью?

- Добродушный домовой

За печной живет трубой.

Носит круглые очки,

Вяжет теплые носки.

Любит слушать он сверчка,

Выпить на ночь молочка. Погрозится на мышат,

Если слишком те шумят.

Он и бабушке поможет,

Чтобы тесто подошло.

Сам в печурку дров подложит

Дома с ним всегда тепло.

Детям сказочку расскажет,

Чешет за ухом кота.

А когда на землю ляжет Покрывалом темнота,

То считает в небе звезды,

Охраняя наш покой.

Вот такой у нас хозяин

За печной живет трубой.

- Но ведь в современных квартирах нет печей. Как вы думаете, где может жить домовой в наших квартирах?

Приложение 1. Ученик выступает с сообщением.

- Печник.

- Истопник.

Приложение 2. Ученик выступает с сообщением.

- Домовой.

Приложение 3. Ученик выступает с сообщения.

Слушают стихотворение.

- С тех пор как в домах перестали ставить печь, за которой жил домовой, место его жительства переместили за батарею отопления.

Выступления учеников подкреплены демонстрацией слайдов с изображением русской избы, домового.

  1. Мотивационный этап.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Метод: Словесный. Проблемный.

Приём: Загадка.

Время: 2 минуты

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Отгадайте загадку.

Это что за простачок Лег у двери на бочок, На дороге, на пороге Останавливает ноги?

- Может быть, кто-то догадался, какая тема нашего урока?

- Посмотрим на слайд. Прочитайте, что там написано.

- Коврик.

- Изделие «коврик».

Читают тему урока на слайде.

На слайде: Тема урока: Продолжение работы над проектом «Убранство избы». Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик»

  1. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с историей убранства древнерусской избы – половиках.

Метод: Словесный. Практический. Наглядный.

Приём: Слово учителя. Выполнение работы.

Время: 20 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- В старину обязательной частью внутреннего убранства дома были половики. Кто-нибудь знает, что такое половик?

- Так вот, по словарю Ожегова Половик – это плетённый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, постилаемый на пол. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры.

Приложение 4.

- Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за сказочные ковры?

- Какие вы можете вспомнить сказки, где герои летают на таких коврах?

- Откройте ваши учебники на с. 54. Посмотрите, как уютно в деревенской избе с половиком.

- Скажите, а из чего плетут настоящие ковры?

- Правильно был назван материал, из которого можно плести ковры и ткани – это нити. Очень трудно было получить такие нити. А мы с вами будем украшать комнату крестьян самостоятельно сплетенным ковром из цветной бумаги.

Но перед тем как мы приступим к работе, мы немного отдохнем.

Ответы учащихся.

Слушают учителя.

- Волшебные ковры-самолеты.

- «Тысяча и одна ночь», «Старик Хоттабыч».Хочу такой сайт

Рассматривают иллюстрацию в учебнике на странице 54.

Ответы детей.

На слайде: Половик – это плетённый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, постилаемый на пол.

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

Руки опустили.

А теперь ещё разок

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь за дело.

Вот и день уже прошёл.

Время пролетело.

Выполняют упражнения по указанию учителя.

Продолжение урока по теме.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

Основная часть урока. Практическая работа.

- Мы продолжаем работу над нашим проектом и украсим комнату самостоятельно сплетенным ковром. Необходимые для работы материалы и инструменты – цветная бумага, карандаш, ножницы, скрепки, линейка.

- Посмотрите на мой коврик, на коврик, который у вас в учебнике и скажите, какую форму имеют эти коврики?

- На с. 55 есть план работы, прочитайте его самостоятельно.

- А сейчас повторим Технику Безопасности при работе с ножницами, без неё мы не можем приступить к работе. (Приложение 6)

Объяснение учителя.

- Положите шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии.

- Аккуратно вырезаем основу по шаблону.

- Скрепками соединяем шаблон и основу для того, чтобы сделать надрезы.

- Развернули основу, положили в сторону.

- Для того чтобы вырезать полоски шириной 1 см, положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе.

- Напротив каких цифр нужно поставить засечку?

- Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Но сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку?

- Как вы думаете, какой следующий шаг в нашей работе?

- Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы.

Учитель демонстрирует действия по нарезанию полосок и показывает способ их переплетения.

- Прямоугольную форму.

Повторяют технику безопасности при работе с ножницами.

Выполняют работу по инструкции учителя.

Ответы детей.

- Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа.

- Соединяем верхние и нижние засечки между собой.

Дети самостоятельно в парах изготавливают изделие, учитель оказывает индивидуальную помощь

В учебнике план работы:

1. Организуй своё рабочее место.

2. Положи шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии.

3. По шаблону вырежи основу коврика и сделай надрезы.

4. Разверни основу.

5. Из разноцветной бумаги нарежь полоски шириной 1 см.

6. Протяни полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика.

7. Оформи изделие.

  1. Выставка работ учащихся.

Цель: Оценить работу свою и работу своих товарищей.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Продемонстрируйте свою поделку.

- Выберите 2 коврика для нашей крестьянской избы. Объясните, почему именно эти изделия.

Дети прикрепляют готовые изделия на доску.

Выбор детей с последующим комментированием.

  1. Рефлексия.

Цель:Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

Метод: Словесный. Наглядный.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Скажите, понравилось вам работать ткачами и ткачихами на уроке?

- Что было для вас трудным, а что легко далось?

Красная карточка – изделие сделано отлично.

Зелёная карточка - изделие сделано хорошо.

Синяя карточка - над изделием надо ещё потрудиться.

Производят самооценку своей деятельности на уроке.

Приложение 1.

В деревенской избе особая роль отводилась русской печи. Она была семейным очагом, поддерживающим жизнь в доме. Печь кормила и спасала от холода. Части печи: лежанка, устье, шесток. Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать. Устье – отверстие в передней части печи. Устье перекрывается аркообразной кладкой. Через устье в печь закладывают топливо и ставят чугунки и горшки. Устье печи закрывается заслоном с одной или двумя ручками. Шесток – ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.

Приложение 2.

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Приложение 3.

По общему поверью, домовой живет зимой около печки или на печке, а если у хозяина есть конюшня, то устраивается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает ей гриву и хвост, дает корма. Домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор. При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом, солью пригласить домового на новое место. Считается, что хозяйство находится под влиянием домового.

Приложение 4.

В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком: в первом случае они были длинны и узки, во втором – круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда – растения типа рогоза, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть.

Появление половиков в традиционном жилище связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе. В праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйки оставляли домовому праздничный гостинец, приглашали его в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу. Без половиков и уюта нет. Во многих избах стояли ткацкие станы, которые передавались от поколения к поколению. И само ремесло передавалось. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из века в век.

Позже на полах в русских домах стали появляться ковры.

На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, узбекские, индийские и другие ковры.

До наших дней дошла еще одна старинная «ковровая» легенда. Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен.

Приложение 5.

Просмотров всего: , сегодня:

Презентация плетение (1).pptx (скачать)
урок изо во 2 классе. Плетение из бумаги.docx (скачать)

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».