01.01.2017
Конспект урока по русскому языку
4 класс
Учитель Безпалюх Светлана Анатольевна
Тема: Склонение имен существительных.
Цель:закрепить знания детей о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания;совершенствовать умения определять склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;развивать навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация;развивать орфографическую зоркость и речь учащихся.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.
Ход урока:
I. Орг. момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Подготовительный этап.
1) минутка чистописания
-Сегодня на чистописании будем писать букву Шш.Пишем слово Школаибуквосочетания ши ше шу.
2) словарная работа
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня. (Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка: "5" - нет ошибок, "4" - 1 ошибка, "3" - 2 ошибки, "2" - 3 и более ошибок.
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить? Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
3) постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
- В каком падеже существительныепо улице ипо площади? (В дательном падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
- Вы догадались, какая тема будет у нас сегодня на уроке?
4) сообщение цели урока.
III.Работа над темой урока.
1) актуализация знаний
- Какой частью речи являются записанные слова?
- Какие морфологические признаки существительных вы знаете?
-Как определить склонение существительных?
2) работа в группах (устно)
- Давайте поиграем в игру «Найди лишнее слово»
дядя отряд рожь
яблоня чай конь
луг море мышь
лужайка степь ель
-Каждой группе (ряду) нужно найти лишнее слово в своём столбике
и доказать, почему оно лишнее.
3) работа в парах
-У вас на парте конверты , в которых находятся карточки со словами. Вам нужно составить предложение из этих слов.
/укрыл, ковром , снег, пушистым, землю, белым /
-Запишите предложение и подчеркните все известные орфограммы. Укажите грамматическую основу предложения, части речи.Назовите имена существительные, определите склонение.
-А как определить склонение существительных , стоящих в косвенных падежах?
Физкультминутка
4) работа в тетрадях
- письмо с комментированием.На доске написаны слова с мягким знаком на конце. Запишите существительные только 3-го склонения: ЖИЗНЬ, ПЕЧЬ, ПОМОЩЬ, КАРТОФЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, МОРКОВЬ, ТЕТРАДЬ, ЛОШАДЬ, КОНЬ, ДЕНЬ, ПЕНЬ, БОЛЬ.
--Какие существительные 3-го склонения вы записали? (Жизнь, печь, помощь, морковь, тетрадь, лошадь, боль.)
- выполнение задания самостоятельно.На доске записаны существительные с пропущенными буквами:….ЛЬБОМ, Г…РОЙ, К…РТИНА, КВ…РТИРА, ЛЕС…Н…ЦА, М…Г…ЗИН, МЕС…Ц, М…Л…ТОК, ТРАКТ…Р, УЛ…ЦА, УЧ…НИК, Р…КЕТА, ДОРО…КА, КОРМ…ШКА, ПОДСНЕ…НИК.
-Мальчики выпишут существительные 2-го склонения.
-Девочки выпишут существительные 1-го склонения.
5) работа у доски. Запись слов по предметным картинкам, определение склонения. На доске: лягушка, солнце, морковь, сирень, пальто, гриб, клубника, лодка, ландыш, скрипка, утка, свиристель, осень, стол, вишня, море, поле, рысь.
IV. Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
V. Итог урока
-Как определить склонение имён существительных?
-Как вы думаете, для чего нужно уметь определять их склонение?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое было самым интересным?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 01.01.2017