Родительский всеобуч. Книга в семье.

01.09.2020

Тренинг «Книга в семье: что и как читают наши дети».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи не просто актуальна, она архиактуальна. Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного: мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные? Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком. Ведь любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Как побудить ребёнка читать?

«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя ребенок видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

 В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи. Совместное чтение побуждает  ребёнка задавать вопросы,  искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа.  Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это например такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

Как же должен ребенок читать книгу?

Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги. Приучить детей беречь книгу. Ее нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки. Особенно аккуратно относиться к библиотечной книге. Ее нужно обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

При чтении нужно соблюдать основные правила гигиены чтения:
– глаза надо беречь, поэтому нельзя читать при слабом освещении;
– лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, и свет от нее не должен падать в глаза;
– при чтении следует давать краткий отдых глазам;
– нельзя читать лежа.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Несколько практических советов для родителей младших школьников.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена, так, что запоминается не то, что постоянно, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому все тренировочные упражнения нужно проводить короткими порциями, но с большой частотой. Нельзя говорить: “Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. Для первоклассника достаточно домашней тренировки тремя порциями по 5 минут.

2. Жужжащее чтение было основным элементом при обучении в школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда ребенок читает вслух, вполголоса, со своей скоростью в течение 5 минут.

3. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”.

Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.

4. Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу.

5. Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Дочитав до четвертого слова, ученик уже не помнит первое.

Профессор И.Т. Федоренко рекомендует упражнения: многократное чтение, чтение любого текста в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

6. Упражнение “Молния” заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости. По команде “Молния” ребенок читает с ускорением в течение 20 секунд вначале, затем продолжительность увеличить до 2-х минут.

7. Упражнение “Буксир”. Взрослый читает со скоростью доступной детям, а дети стараются читать про себя, следить и поспеть за взрослым. Проверку проводить путем внезапной остановки.

8. Упражнение “Кто быстрее?” На столе лежат карточки со статьей. Требуется найти данное предложение в одной из карточек, скользя по тексту.

9. Упражнение “Губы” используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении. По команде “Читать про себя” дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам.

Таким образом, родители могут выбрать одну из форм или чередовать данные формы и методы работы, чтобы постоянно поддерживать читательский интерес младшего школьника.

Воспитанию любви к чтению, развитию читательских навыков способствуют конкурсы лучших чтецов, обзорные уроки внеклассного чтения, коллективные посещения библиотеки, конкурсы иллюстраций к прочитанным книгам, создание “видеофильма” к произведению, составление кроссвордов, тестов по рассказу, повести.

Литературные праздники, в которых участвуют все члены семьи, имеют большое воспитательное значение.

Рекомендации, которые помогут сделать процесс чтения интересным и полезным:

1.) Книгу/рассказ/сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития;

2) Книгу/рассказ/сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) Если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

4) Порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) Если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Рекомендации  по совместному чтению художественной литературы с детьми  и памятки для родителей  по поддержанию в детях интереса к чтению.

Как поддержать интерес у детей к сказке (книге).

1.     Читайте вслух с ребенком не менее 15 минут в день.

2.     Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.

3.     При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

4.     Вместе с ребенком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.

5.     До и во время чтения книги объясните ребенку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребенку книга, что нового из нее он узнал.

6.     Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке

7.     Организуйте дома небольшой «уголок сказки»: настольный театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетных книг.Хочу такой сайт

8.     Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет спокойно и  удобно.

9.      Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.

10.                        Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

11.                         И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:

• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

• дать ребенку возможность самому придумать сказку;

• читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребёнку самому придумать концовку.

«Подсказки для родителей»

«ДА»

Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).

Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.

Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

Дарите ребенку книги.

Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

Не заставляйте читать насильно.

Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.

Не заставляйте читать слишком трудные книги.

Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.

Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее.

Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.

Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не

В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.03.2021

Дата обновления: 25.03.2021

Дата публикации: 01.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».