04.08.2021
В целях повышения прозрачности благотворительной деятельности, снижения фактов мошенничества в данной сфере и повышения доверия граждан к благотворительным организациям в Федеральный закон № 135-ФЗ введена статья 16.1, положениями которой регулируется сбор благотворительных пожертвований с использованием специальных ящиков.
В соответствии с положениями частей 1 и 10 статьи 16.1 Федерального закона № 135-ФЗ наличные денежные средства, собранные с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, подлежат зачислению в течение трех рабочих дней со дня извлечения таких денежных средств из ящика для сбора благотворительных пожертвований на банковский счет некоммерческой организации (далее – НКО), учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. При этом в соответствии с положениями части 5 той же статьи НКО, использующая ящик для сбора пожертвований, должна публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в порядке и в сроки, предусмотренные приказом Минюста России от 31 августа 2020 года № 190 (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2020 года, регистрационный № 59685).
Требования к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки и использования, а также Правила извлечения имущества, собранного о помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1584.
В то же время необходимо отметить, что изменения в Кодексе об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение правил использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований, ещё не приняты. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Социальные сети – ловушка для добрых поступков?
Одна из проблем в сфере благотворительной деятельности, требующей незамедлительного решения – это обеспечение возможности оперативной блокировки сайтов и аккаунтов в социальных сетях, распространяющих недостоверную информацию о благотворительности и лицах, осуществляющих незаконные сборы денежных средств под видом благотворительной помощи. Ряд социальных сетей, например «ВКонтакте», по жалобам пользователей запрашивает у владельцев групп и аккаунтов, подтверждающие документы. При этом блокировка таких сообществ осуществляется в течение суток в случае непредоставления запрашиваемой информации. В настоящее время в Российской Федерации установлены отдельные нормы, направленные на противодействие распространению недостоверной информации в сети Интернет.
Так, например, в статье 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об Информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, В частности, согласно частям 1 и 1.1 указанной статьи Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по обращению Генерального прокурора Российской федерации или его заместителей незамедлительно уведомляет редакцию информационного ресурса, зарегистрированного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевого издания о необходимости удаление общественно значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
30 декабря 2020 года был подписан Федеральный закон № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым 149-ФЗ дополнен статьей 10.6, регулирующей особенности распространения информации в социальных сетях.
Учитывая изложенное, участники общественных слушаний в Общественной Палате Российской Федерации на тему «Интернет-мошенничество в сфере благотворительности: способы борьбы и проблемы привлечения к ответственности» считают целесообразным разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего:
а) запрет на распространение недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации об организации сбора благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований, и реквизитов счетов в кредитных организациях и банковских карт для перечисления пожертвований в денежной форме;
б) установление обязанности владельцев социальной сети:
– проводить проверку сведений и документов, подтверждающих достоверность публикуемой социальной рекламы и иной информации о сборах благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований;
– ограничивать доступ к указанной социальной рекламе и иной информации в случае неподтверждения их достоверности или непредоставления запрашиваемой информации, в том числе посредством блокировки соответствующих сайтов и аккаунтов;
в) установление права уполномоченного федерального органа исполнительной власти направлять владельцам социальных сетей уведомления о необходимости удаления непроверенной, недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации о сборах благотворительных пожертвований, а также о лицах, организующих сбор таких пожертвований;
г) установление в качестве основания для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространение посредством сети «Интернет» недостоверной, заведомо ложной социальной рекламы и иной информации об организации сбора благотворительных пожертвований, а также сведений о лице, организующем сбор таких пожертвований.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.08.2021
Дата обновления: 04.08.2021
Дата публикации: 04.08.2021