01.01.2017
Литературное чтение в 4 классе. Урок 50.
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Л.Шварца; изучить содержание «Сказки о потерянном времени»;
развивать навык беглого выразительного чтения; мышление учащихся, расширять кругозор;
воспитывать бережное отношение к своему времени и времени других, ценить время.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся познакомятся с содержанием «Сказки о потерянном времени», узнают о жизни и творчестве Е.Л.Шварца.
Метапредметные:
Познавательные: научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников; развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
Регулятивные:формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
Коммуникативные:развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Личностные:формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 4 класс., Л.Ф.Климанова, Москва, «Просвещение», 2012.
Ход урока.
I. Оргмомент(Слайд 1)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний
1. Мотивация к работе.(Слайд 2)
- Отгадайте загадку.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время.)
-Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой. (Слайды 3-4)
2. Постановка учебной задачи.
-Перед вами на столах лежат листы. Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это на свободной строчке.
Хочу узнать______________________________________
|
III. Проверка домашнего задания
- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что …». Правила игры:у вас на партах лежат таблицы. Цифрами я указала № вопросов.Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке под вопросом поставьте знак «+», если нет – «-» .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | - | - | + | - | + | + |
-
Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
-
Злые волшебники считали время на калькуляторе. (Счёты)
-
Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
-
Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
-
Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
-
До леса дети – старички доехали на троллейбусе. (Трамвае)
-
Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
-
Часы в доме волшебников называли часики. (Ходики)
-
Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
-
Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
Взаимопроверка. (Слайд 5)
IV. Работа по теме урока
1.Словарная работа. (Слайды 6-8)
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие настенные часы упрощенного устройства с гирями.
Подберите синонимы к словам (Слайд 9):
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.
Подберите антонимы к словам:
состариться – помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.
2. Работа с текстом.
- Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
- Какое несчастье их объединило? (Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.)
- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? (Всё произошло неожиданно.)
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. (Чтение по ролям: АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
- Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается.)
- Какие слова нам об этом говорят? (Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.)
- Сожалеет ли Петя о случившемся? (С.6 – чтение отрывка.)
- Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. (С. 11 Маруся Поспелова,с.12-13 Наденька Соколова,с. 13 Вася Зайцев.)
- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город. (С.10-11 – чтение отрывка.)
- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? (Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.)
- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? (Остановилась бы жизнь.)
- Почему дети смогли победить волшебников? (Нашли друг друга и научились ценить время.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в парах. (Слайд 10)
- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный. |
- Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.
2. Работа над языковыми средствами – фразеологизмами.(Слайд 11)
- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? (Устойчивые обороты речи – фразеологизмы.)
Пошёл куда глаза глядят (с.6) –в неопределённом направлении, неизвестно куда.
Терять время понапрасну (с.8) –бездельничать.
Держать ухо востро (с.10) – быть очень осторожным, осмотрительным.
Как сквозь землю провалился (с.13) – исчез, скрылся куда-то.
И в ус не дует (с.13) – не обращает никакого внимания.
Не терять времени даром (с. 14)
3. Работа в группах. (Слайд 12)
-Представьте, что такая история произошла бы с ребятами нашего класса.Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. (С. 9 – Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.
VII. Рефлексия
- Возвратимся к нашим вопросам.Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?
- Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
- Закончите предложения (Слайд 13):
-
Сегодня на уроке я узнал …
-
Мне показалось интересным …
-
Меня удивило …
VIII. Подведение итогов урока(Слайд 14)
- Над каким произведением работали?
- Назовите автора?
- Прочитайте пословицу, объясните её смысл: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
IX. Домашнее задание
1. Выбрать любую понравившуюся часть сказки и пересказать её.
2. По желанию:
- написать отзыв о сказке, выразить свои мысли и впечатления;
- подумать, что можно сделать за 1 минуту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 01.01.2017