Литературное чтение в 4 классе . Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

01.01.2017

Литературное чтение в 4 классе. Урок 50.

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Е.Л.Шварца; изучить содержание «Сказки о потерянном времени»;

развивать навык беглого выразительного чтения; мышление учащихся, расширять кругозор;

воспитывать бережное отношение к своему времени и времени других, ценить время.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с содержанием «Сказки о потерянном времени», узнают о жизни и творчестве Е.Л.Шварца.

Метапредметные:

Познавательные: научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников; развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Регулятивные:формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Коммуникативные:развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Личностные:формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 4 класс., Л.Ф.Климанова, Москва, «Просвещение», 2012.

Ход урока.

I. Оргмомент(Слайд 1)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

II. Актуализация знаний

1. Мотивация к работе.(Слайд 2)

- Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

-Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой. (Слайды 3-4)

2. Постановка учебной задачи.

-Перед вами на столах лежат листы. Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это на свободной строчке.

Хочу узнать______________________________________

III. Проверка домашнего задания

- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что …». Правила игры:у вас на партах лежат таблицы. Цифрами я указала № вопросов.Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке под вопросом поставьте знак «+», если нет – «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

-

-

+

-

+

+

  1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. (Счёты)

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе. (Трамвае)

  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  8. Часы в доме волшебников называли часики. (Ходики)

  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Взаимопроверка. (Слайд 5)

IV. Работа по теме урока

1.Словарная работа. (Слайды 6-8)

Хочу такой сайт

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие настенные часы упрощенного устройства с гирями.

Подберите синонимы к словам (Слайд 9):

хмурыйугрюмый, невесёлый
сберечьсохранить, спасти, сэкономить.

Подберите антонимы к словам:
состаритьсяпомолодеть
трудитьсялениться, бездельничать.

2. Работа с текстом.

- Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).

- Какое несчастье их объединило? (Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.)

- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?

- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? (Всё произошло неожиданно.)

- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. (Чтение по ролям: АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)

- Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается.)

- Какие слова нам об этом говорят? (Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.)

- Сожалеет ли Петя о случившемся? (С.6 – чтение отрывка.)

- Одинаковым ли было поведение ребят?

- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. (С. 11 Маруся Поспелова,с.12-13 Наденька Соколова,с. 13 Вася Зайцев.)

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?

- Прочитайте, как просыпался город. (С.10-11 – чтение отрывка.)

- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? (Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.)

- Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? (Остановилась бы жизнь.)

- Почему дети смогли победить волшебников? (Нашли друг друга и научились ценить время.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа в парах. (Слайд 10)

- Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый,

организованный.

- Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

2. Работа над языковыми средствами – фразеологизмами.(Слайд 11)

- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? (Устойчивые обороты речи – фразеологизмы.)

Пошёл куда глаза глядят (с.6) –в неопределённом направлении, неизвестно куда.
Терять время понапрасну (с.8) –бездельничать.
Держать ухо востро (с.10) – быть очень осторожным, осмотрительным.
Как сквозь землю провалился (с.13) – исчез, скрылся куда-то.
И в ус не дует (с.13) – не обращает никакого внимания.
Не терять времени даром (с. 14)

3. Работа в группах. (Слайд 12)

-Представьте, что такая история произошла бы с ребятами нашего класса.Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова. (С. 9 – Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

VII. Рефлексия

- Возвратимся к нашим вопросам.Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?

- Закончите предложения (Слайд 13):

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Мне показалось интересным …

  • Меня удивило …

VIII. Подведение итогов урока(Слайд 14)

- Над каким произведением работали?

- Назовите автора?

- Прочитайте пословицу, объясните её смысл: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

IX. Домашнее задание

1. Выбрать любую понравившуюся часть сказки и пересказать её.

2. По желанию:

- написать отзыв о сказке, выразить свои мысли и впечатления;

- подумать, что можно сделать за 1 минуту.

Просмотров всего: , сегодня:

Сказка о потерянном времени.docx (скачать)
Шварц Сказка о потерянном времени.ppt (скачать)

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».