Пальчиковая гимнастика

01.09.2020

Игротренинги с детьми. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» говорил  И. Кант. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока»,  но есть и более сложные для проговаривания и показа.

.

Игра «Кто приехал?» (можно нарисовать на пальчиках глазки, ротик, носик…)

Кто приехал?  (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончики остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!  (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты?  (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!  (Хлопают кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?                       

Или:

Ах, сестричка, это ты?  (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Все вместе,

Да, да, да!  (Хлопаем в ладоши.)

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза, ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза, ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза, собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза, энергично сжимаем и разжимаем кулачки).

Мы морковку трем, трем! (2 раза, правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем ею вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы (пазлы, мозаика, шнуровка, рисование, лепка, театр теней, и т.д.). Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; нанизывание бус.

Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.Хочу такой сайт

1.     Игра с пуговицами:

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. (Родители выкладывают рисунок на любую тематику). Дома Вы можете попросить ребенкасделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

2.     Также можно поиграть и с сыпучими материалами. Например, горохом и фасолью.

Предложить детям  запустить руки в емкость с сыпучими материалами и изобразить, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Затем в емкости перемешать фасоль и горох и предложить детям с закрытыми глазами на ощупь определить и достать фасолинки.

3.     Игры с пробками от бутылок.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    5. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

6.     Игра с платочками.

Берём небольшой носовой платок (можно бумажную салфетку) за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает:

Я проглот – бегемот

У меня большой живот

Мой платок он скушал-вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

7.     Игры со счетными палочками.

Предложить ребенку собрать из палочек квадрат, прямоугольник, дом.

8.     Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу. Если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.03.2021

Дата обновления: 25.03.2021

Дата публикации: 01.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».